Автомобиль с большим квадратным багажником, в простонародье «каблук», можно заметить ночью во дворах. Он подъезжает к машинам каршеринга, водитель открывает дверцу, достает «пистолет» и заправляет авто. Потом отправляется на следующую точку. Страшно подумать, сколько топлива возит такой автомобиль, говорит журналист Григорий Погосян.

Григорий Погосян журналист «Как-то раз на Брестской улице ночью я видел, как из «каблучка» заправляют каршеринговые автомобили. И тут я вспомнил троллейбус, который сгорел, когда взорвался бензовоз на Дмитровском шоссе. К сожалению, не все это помнят, а трупов там было, наверное, 20 — жуткая история. Но, к сожалению, на своих ошибках мы не учимся. И если взорвется такой… Литров 300, наверное, бензина в этом «каблучке» было, это не промышленный автозаправщик, на котором написано «Огнеопасно». Причем никаких опознавательных знаков на этом «каблуке», что это огнеопасно и автомобиль повышенной опасности, не было».

Обычно клиенты каршеринга заправляются по топливной карте, на привычных заправках. Ночная заправка — это просто удобная альтернатива. Такой способ можно назвать новым трендом — речь о так называемых мобильных АЗС. Теперь это не только каршеринг, но и частные заказы. По звонку или через приложение оставляете заявку и адрес и отправляетесь по своим делам. Перед уходом оставляете приоткрытым лючок бензобака. К вашему авто подъедет такой «каблук» и заправит его прямо на месте. Сам по себе такой бизнес абсолютно законен, но, как и везде, некоторые игроки следовать правилам не привыкли, говорит координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.

Петр Шкуматов координатор движения «Общество синих ведерок» «Есть операторы мобильных заправочных комплексов. Они делятся на две категории: первая часть старается исполнять правила перевозки опасных грузов, вторая часть относится к своему бизнесу абсолютно халатно. Сама по себе мобильная АЗС не представляет из себя ничего страшного, если правила перевозки опасных грузов соблюдаются. Рано или поздно такая самодеятельность, конечно, закончится трагедией. Автомобили, в которых до тонны топлива находится, похожи на частный автомобиль. На ней вообще нет никаких опознавательных знаков, что это мобильная АЗС».

Идея пока совершенно необкатанная, даже в США появилось только несколько подобных стартапов. Соответственно, в России бизнес идет впереди законодательства. Однако это ненадолго, поскольку идея очень перспективная и ее развитие неизбежно, отмечает автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Перевозка некоего количества бензина в канистрах разрешена, так же, как любой человек может перевезти там у себя в багажнике. Я еду куда-то на дальние расстояния, не уверен в том, что у меня будет заправка, я могу положить себе две-три-четыре канистры бензина. У нас все развивается циклично: в свое время, когда у нас очень плохо было с бензином, появились на трассах заправщики, которые стояли на обочине и продавали в канистрах бензин. Я видел даже, как из ведра заливали. Это было признано потом незаконным, и это дело свернули. Сейчас, вполне возможно, на новом этапе появятся какие-то новые формы работы».

Мобильные АЗС попадают под действие международного соглашения ДОПОГ. В России аналог называется «Правила перевозки опасных грузов автотранспортом». Топливо — как раз такой груз. Чтобы его перевозить, требуются согласования, разрешения, лицензии. Если нет даже элементарной наклейки «опасно», юрлицо получит штраф до полумиллиона рублей, а пойманный водитель лишится прав на полгода. Однако на законопослушность рассчитывать не стоит. Завидев такой «каблук» на дороге, сбавьте скорость — груз может быть уж больно специфическим.