Иск компании «Московский школьник» рассматривали в Арбитражном суде Москвы. Истец настаивал, что публикации ФБК об антисанитарии на предприятиях компании и многократных случаях отравления школьников некачественным питанием не соответствуют действительности, нанесли вред репутации комбината и привели к расторжению крупного контракта. В понедельник судья Евгения Киселева встала на сторону «Московского школьника» и постановила, что ответчики должны выплатить компании компенсацию — но не 1,5 млрд рублей, как просил истец, а 88 млн, из них 29 млн должен лично Алексей Навальный. Если у политика не найдется таких денег, что у него могут изъять? Комментирует адвокат правозащитной группы «Агора» Дмитрий Динзе.

Дмитрий Динзе адвокат правозащитной группы «Агора» «Вообще по закону, естественно, минимальное количество финансовых средств должно остаться у лица на покупку предметов первой необходимости, на обеспечение семьи. И, соответственно, не просто денежные средства, а еще имущество, которым пользуются первоочередным: вилки, ложки, поварешки какие-нибудь. Вот эти все вещи первой необходимости, они судебными приставами не должны изыматься. Но, как показывает практика, иногда доходит до того, что изымают банки, вилки, ложки, оставляют полностью голые квартиры. Такие случаи тоже бывают».

Согласно декларации Навального, опубликованной в рамках президентской кампании в 2017 году, за шесть предшествующих лет он заработал более 40 млн рублей, в первую очередь как адвокат и предприниматель, а также по решениям ЕСПЧ. Навальному также принадлежит треть квартиры в Марьине — две других доли принадлежат отцу и дочери оппозиционера.

Если Навальный будет объявлен банкротом, все его доходы, за исключением суммы прожиточного минимума на него и на всех лиц на его иждивении, могут быть заблокированы. Гражданский кодекс запрещает обращать взыскание на помещение, которое является «единственным пригодным для постоянного проживания» должника, но и тут могут быть исключения, говорит юрист Алексей Русакомский.

— Да, суммы взыскания, конечно, большие. Следят ли за тем, что ему есть что есть или нечего есть, за этим, конечно, никто не следит, потому что если у лица недостаточно денежных средств для погашения задолженности перед другим лицом на основании решения суда, то вполне возможно обратиться с заявлением о признании такого лица банкротом. Банкротство физического лица. Тогда будут через реализацию имущества должника удовлетворены требования кредиторов. Есть ли ограничения? Да, какие-то определенные ограничения есть в ходе банкротства — по единственному жилью, по жилью, в котором прописаны несовершеннолетние дети, и т. д. Но это все частности.

— Грубо говоря, есть вариант выселить человека в социальное жилье?

— Теоретически такое может быть.

Иск «Московского школьника» можно назвать если не крупнейшим в истории процессов о защите деловой репутации, то точно выдающимся. Когда в 2014 году иск к Митрохину и «Известиям» подал Альфа-банк — общая сумма не превышала 4 млн рублей. По иску «Роснефти» к РБК — полумиллиона рублей, а в итоге взыскание вообще не состоялось.

Кстати, один из крупнейших исков такого типа нулевых годов был направлен СУ-155 против Business FM. Девелопер потребовал опровергнуть информацию о де-факто прекращении существования компании, получил 10 млн из запрошенных 300 млн рублей, а через несколько лет прекратил существовать.