Обновлено в 15:41

Россияне составили антирейтинг подарков, которые им не хотелось бы получить на Новый год. В список, в частности, вошли сувениры, символы года, мягкие игрушки, весы, мыло, календари, станки для бритья, массажные коврики, биткоины, наборы косметики, полотенца. Причем сувениры стали самыми нежеланными из всего черного списка: их не хотят получить 57% россиян, следует из результатов исследования Hi-Tech Mail.ru.

Среди электроники в качестве подарков россияне не приемлют электробритву: против нее высказались 48%. Среди нежелательных гаджетов также игровая консоль, музыкальная колонка, электронная книга, навигатор и робот-пылесос. При этом 9% граждан признались, что передаривают полученные подарки.

Антирейтинг явно перекликается с первыми результатами предновогодних продаж, говорит директор по связям с общественностью интернет-магазина Ozon Мария Заикина.

— Безусловно, игрушки как символ года какой-то популярностью пользуются, но это скорее одна из составляющих подарка, а не его основная часть. Что касается самых популярных товаров, которые покупают именно в подарок, во-первых, это Lego, причем есть наборы для детей, а есть и для взрослых. Очевидно, что этот бренд любят разные возрастные категории, и, скорее всего, многие люди даже покупают его сами себе. Гаджеты также в топе товаров для взрослых, но, как мне кажется, их популярность именно как подарка год от года снижается. Под гаджетами я имею в виду разные виды устройств: пылесосы, камеры, смартфоны, фотоаппараты и так далее.

— С прошлым годом сильно разнятся подарки, чек и, может быть, сами категории товаров?

— По нашим наблюдениям, товары для взрослых и Lego — это как раз какая-то находка этого года, в прошлом году мы такого не наблюдали. Что касается чека, он практически не меняется, есть некоторые колебания по тратам, но они в переделах 5%, то есть это погрешность.

В подарочном антирейтинге россиян действительно много всего ненужного и даже неэтичного. Со списком нежелательных подарков согласилась педагог-консультант по этикету и деловому протоколу Татьяна Николаева:

Символы года, честно говоря, замучили всех. Подарок должен быть как-то на грани необходимости и роскоши, а вот никчемные фигурки только, наверное, редким людям, которые, может быть, их собирают, доставляют удовольствие. Кроме того, очень дорогие подарки не нужно дарить никому, потому что это обязывает. Новый год не тот праздник, когда стоит делать очень дорогие подарки, все-таки не кто-то лично в центре внимания во время этого праздника, в центре внимания — Новый год, мы же поздравляем друг друга с этим событием. Не стоит дарить всякие принадлежности помывочного характера — гели для душа, мыло и так далее. Это дело личное, это дело каждого, и кто-то может усмотреть в этом намек. Есть универсальные подарки — это крепкое спиртное для мужчин, некрепкое спиртное и конфеты для женщин.

Авторы антирейтинга отметили, что очень многие не хотят подарки среди гаджетов и электроники. Вот это как объясняется и хороший ли это все-таки подарок?

Это объясняется тем, что люди такими вещами уже запаслись, и они выбрали то, что им нравится, то, что им нужно. С другой стороны, может быть, и это было бы нелишним, такие вещи тоже иногда у человека ломаются.

По данным исследования, более половины россиян (53%) продумывают подарки для близких исходя из их пожеланий, 18% идут в магазин со списком, который им составляют заранее, 15% дарят то, что попадется на глаза. Большинство опрошенных — 81% — никогда не брали кредит на новогодние подарки. По мнению 70% респондентов, презент обязательно должен пригодиться, быть полезным. При этом 11% считают, что подарок должен просто удивить.