В Иране и на Украине назвали версии крушения Boeing
По данным Организации гражданской авиации Ирана, самолет загорелся, и пилоты хотели вернуться в аэропорт вылета. В СНБО Украины среди основных версий назвали теракт и ракетный удар
Читать на полной версииОбновлено в 13:50
Украинский самолет перед катастрофой загорелся, и пилоты хотели вернуться в аэропорт вылета. Такие предварительные данные обнародовала Организация гражданской авиации Ирана.
Трагедия произошла рано утром 8 января. Boeing 737 «Международных авиалиний Украины», вылетавший из аэропорта имени Имама Хомейни в Тегеране, разбился через несколько минут после взлета. Все 176 человек, которые были на борту, погибли.
О выводах иранских авиавластей говорит корреспондент агентства ТАСС в Иране Никита Смагин.
Никита Смагин корреспондент агентства ТАСС в Иране «В первую очередь, сообщается, что самолет, по словам очевидцев, загорелся еще до приземления, еще в воздухе, и при столкновении с землей самолет взорвался, об этом говорится в отчете. Кроме того, говорится о том, что экипаж самолета, судя по всему, понял о технических неисправностях самолета и развернул его, самолет возвращался в аэропорт Тегерана в тот момент, когда потерпел катастрофу. При этом ни о каких необычных обстоятельствах полета экипаж диспетчерам в Иране не сообщал. Вообще, катастрофа в иранских СМИ проходит на втором плане. Основная тема — это авиаудары, реакция США и все, что с этим связано. Про возможность того, что самолет был сбит ракетой или что-то в этом роде, в самом начале было какое-то предположение на второстепенном иранском сайте, после этого подобные спекуляции уже не повторялись».
В случае возвращения самолета в аэропорт вылета командир экипажа обязательно должен сообщить об этом диспетчеру, говорит пилот гражданской авиации Олег Башмаков. При этом одновременное отсутствие связи и пожар двигателя, по мнению авиаэксперта, выглядит маловероятно.
— В первую очередь, он должен доложить о своих решениях, диспетчер в этом случае должен освобождать ему воздушное пространство. Но экипаж ничего не запрашивал, только траектория воздушного судна говорила о том, что оно разворачивается в сторону аэродрома. Если что-то произошло с воздушным судном и оно обесточилось, есть резервные каналы связи, аварийный канал связи. Если экипаж это все не применил, значит, было что-то такое, что помешало ему это сделать, или он был не в состоянии это сделать. Есть штатный режим — потеря радиосвязи. В случае потери радиосвязи в районе аэродрома после взлета по всем авиационным законам экипаж обязан вернуться на аэродром вылета. Если сразу обрубило и основную энергетику, и аварийную, то что-то чрезвычайное произошло. Такое крайне редко бывает.
— Потеря связи может как-то согласоваться с возможным пожаром двигателя?
— Не согласуется, потому что если возник пожар, экипаж нажмет аварийную кнопку, и она уже независимо от экипажа передает сигнал бедствия. Пожар двигателя и отказ связи не взаимосвязаны напрямую. Если экипаж молчал, то, скорее всего, был выведен из строя экипаж.
Западные спецслужбы считают, что самолет разбился из-за технической неисправности — есть свидетельства перегрева. Такую информацию распространяет Reuters со ссылкой на свои источники, в частности, в спецслужбах Канады.
Совет национальной безопасности и обороны Украины заявил, что среди основных версий авиакатастрофы в Иране — поражение зенитной ракетой, взрыв в результате теракта и взрыв двигателя по техническим причинам. Об этом сообщает РИА Новости. СНБО изучает версию поражения самолета ракетой ЗРК «Тор» российского производства, заявил секретарь ведомства Алексей Данилов изданию «Цензор.Нет».
Какие версии обсуждаются в украинских СМИ, говорит украинский журналист, политолог Игорь Петрук.
На Украине 9 января день траура. Гражданами Украины были двое пассажиров и девять членов экипажа. На борту находились 176 человек, в том числе 82 гражданина Ирана и 63 гражданина Канады — из Монреаля, Ванкувера и других городов страны.
В авиакатастрофе погибли целые семьи иранцев, которые живут в Канаде, пишет BBC. Иранская диаспора в стране насчитывает более 200 тысяч граждан. Многие живут там с 1979 года, эмигрировав после исламской революции в Иране. Есть потомки тех эмигрантов, есть и совсем молодые люди, которые перебрались из Тегерана в Канаду на учебу в университеты.
При этом Канада не имеет диппредставительства в Иране с 2012 года. Тогда страна закрыла свое посольство в Тегеране и выслала иранских дипломатов из Оттавы. Так что люди выбрали этот рейс из Тегерана в Киев как недорогой стыковочный. Дальше должны были лететь в Монреаль, Торонто, Ванкувер. Но большая часть пассажиров из Канады жили в Эдмонтоне — административном центре канадской провинции Альберта. Там одна из самых больших ирано-канадских общин, поэтому город погрузился в траур.
Почти все знали кого-то на этом рейсе. Многие из находившихся на борту были представителями академической среды: студенты, преподаватели, ученые. На борту также были две пары иранцев, которые только-только поженились в Иране. Как пишет La Presse, одна молодая пара только что купила свой первый дом недалеко от канадского Монреаля и планировала устроить вечеринку по случаю новоселья.
Причины авиакатастрофы будет устанавливать «иранская сторона с привлечением, в случае согласования, правоохранительных подразделений и компетентных органов стран регистрации воздушного судна и его разработчика», заявляло МВД Украины. В то же время ранее стало известно, что Иран отказался передавать авиаконцерну Boeing «черные ящики» с разбившегося лайнера.