Очередной антирекорд АвтоВАЗа. За январь производитель продал менее 20 тысяч машин: это худший месячный показатель за последние несколько лет. Среди причин - сбои в правительственной поддержке отрасли и длинные новогодние праздники. Причем сказались эти факторы не только на продажах отечественного автопрома.
Тему продолжит журналист Бизнес ФМ Алексей Киселев.


20 тысяч автомобилей вместо 30 тысяч - годом ранее. Продажи АвтоВАЗа даже по сравнению с началом кризиса сократились почти на треть. А если брать докризисные времена- то вообще почти на половину. О причинах спада рассказал замгендиректора аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов:


"Начало января - это десять дней праздников. И в этом году на фоне кризиса эти дни были вообще очень неактивны на автомобильном рынке. Первая причина - это праздники. Второе, здесь наложилось еще следующее обстоятельство, что ряд банков преостановили выдачу кредитов субсидированных. По концу прошлого года около тридцати процентов автомобилей вазовских продавалось в кредиит - это тоже могло повлиять. И еще один момент, что часть покупателей потенциальных вазовских автомобилей ждут начала действия программы утилизационной".


Еще одной причиной провальных продаж Автоваза стало изменение его политики общения с дилерами. Производитель стал ограничивать поставки новых машин партнерам, имеющим задолженность, и взыскивать долги через суд.
Однако падение спроса на автомобили сказалось не только на АвтоВАЗе, но и на рынке в целом. Какие бренды отличились наименьшими продажами рассказал коммерческий директор группы компаний Автомир Андрей Дя:


"Частично эти же проблемы коснулись недорогих автомобилей других марок, которые были в льготной кредитной программе и попали по постановлению правительства в перечень автомобилей по утилизации программы, то есть, которых сборка в России осуществляется. По-моему, 60 с чем-то моделей попало. Тут и продукция "Северстали", и "Шкоды", и "GM" туда попала".


Проблемы с приостановкой выдачи субсидированных кредитов - чисто технические, считают специалисты - правительство вовремя не продлило дотации на этот год, и скоро вопрос решится. А госпрограмма по утилизации не сокращает спрос как таковой. Говорит Андрей Дя:


"К нам поступает много звонков, а по сути дела это отложенный спрос. Все спрашивают, когда программа заработает и правительство вроде анонсировало, что с начала марта программа заработает. Соответственно многие ждут, когда они смогут свой автомобиль подержанный сдать и поменять с льготной компенсацией на новый. Для клиентов Автоваза это существенно".


Лучше рынка, по ощущениям автодилеров, в январе себя чувствовали Киа, Сузуки, рено и ниссан. Однако точные цифры по продажам брендов станут известны не ранее чем через неделю.
Восстановление же спроса специалисты ждут не раньше марта. Февараль-месяц традиционно низких продаж.




Перемены кризис принес и на мировой авторынок в целом.
Оказалось, что по итогам прошлого года, главным потребителем и одновременно производителем машины стал Китай. В 2009 году в КНР было выпущено почти 14 миллионов автомобилей. А вот прежний лидер Япония за тот же период показала худший результат за последние 33 года. Там с конвейера сошли немногим менее 8 миллионов автомобилей.