За фейки о коронавирусе можно наказывать, только если обвиняемый точно знал, что распространяет ложную информацию. С этим, важным по мнению юристов, разъяснением выступил Верховный суд России.

Законопроект, согласно которому публичное распространение заведомо ложной информации, в том числе о коронавирусе, карается штрафом от 300 тысяч рублей или ограничением свободы до трех лет, Госдума одобрила в конце марта.

Но после разъяснений Верховного суда у следствия будет меньше соблазнов возбуждать подобные дела, считает адвокат московской коллегии адвокатов «Принципиальная позиция» Сергей Кузнецов.

— В данном случае Верховный суд пояснил, что данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом, когда в принципе человек точно знает, что это ложная информация, и понимает, и желает наступления определенных негативных последствий. В случае если человек не уверен, не знает, что это ложная информация, он просто добросовестно заблуждается, то в его составе просто нет преступления.

— Да, вопрос в том, насколько теперь это будут блюсти суды?

— Я думаю, что так оно и будет, так они и будут блюсти. Но это, во-первых, проблема не суда, этот призыв больше направлен к органам следствия, чтобы они понимали, где есть преступление, а где его нет, и чтобы они именно доказывали эту сторону состава преступления.

— Как у нас обстоят дела с доказательством того, что кто-то что-то точно знал, насколько легко или сложно такое доказывать?

— Трудно вам ответить по той причине, что здесь нужно отталкиваться от конкретной ситуации.

В Верховном суде отметили, что, если обвиняемый распространял ложную информацию умышленно и это будет доказано, наказание предусмотрено как за самостоятельно написанное сообщение, так и за репост чужого фейка.