Механизмы доведения помощи до компаний и предпринимателей обрастают все большим количеством сложнопреодолимых условий. Это и соответствие лишь определенным кодам экономической деятельности, и отсутствие налоговых недоимок (не более 3 тысяч рублей), и отказ от выплаты дивидендов за прошлый год, сохранение 90% рабочих мест...

На днях в СМИ появились сообщения о подготовленном порядке включения предприятия в число системообразующих: необходимо попасть в не совсем прозрачным образом формируемые списки, пройти стресс-тестирование, раскрыть всех бенефициаров, отказаться от погашения акционерных кредитов, доказать, что среди участников компании не более 50% иностранцев, раскрыть всю свою финансово-хозяйственную деятельность, включая коммерческую тайну.... И только потом, при отсутствии возражений одновременно со стороны ФНС, Минфина и Минэка, компания может получить доступ к государственной помощи.

Законность некоторых условий вызывает сомнение. Например, условие об ограничении доли иностранных бенефициаров, похоже, входит в противоречие с законом об иностранных инвестициях. В нем определено, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставленный российским инвесторам. Изъятия могут быть установлены только федеральными законами и только в исключительных случаях.

Получение поддержки обусловлено многоступенчатыми предварительными проверками. Чиновники словно заранее подозревают бизнес в нечистоплотности, желании расхитить государственные ресурсы, использовать их не по назначению. По умолчанию действует правило: нет честных бизнесменов — есть недопроверенные.

Доверия к предпринимателям нет и у банков, в которых многие из них обслуживаются годами. Оформление льготных кредитов мало у кого проходит гладко — кипа документов, масса вопросов, требование допгарантий, новые справки и отчеты и ожидание решения…

Вопрос времени рассмотрения заявлений является принципиальным. Многие предприятия могут просто не дожить до долгожданных субсидий и льгот. Бизнесмены, увидев сложность и неперспективность прохождения процедуры, могут разочароваться в спасительных мерах.

Представляется, что бизнес заслуживает большего доверия со стороны государства. Стоило бы применить принцип презумпции порядочности предпринимателя. В данной ситуации это означало бы признание государством права бизнеса на получение бюджетных денег лишь на основании соответствующего заявления. Тогда поддержка подоспела бы вовремя, помогла бы спасти предприятия и сохранить рабочие места, то есть достигла бы своей цели.

Разумеется, никто не отменяет последующего контроля за использованием госсредств и льгот. В конце концов, если окажется, что господдержка предприятию не полагалась или была использована не в соответствии с законом, деньги можно потребовать назад. Механизмы соответствующих проверок давно отработаны и доказали свою эффективность. Ответственность лиц, некорректно воспользовавшихся бюджетными деньгами, прописана и в Административном, и в Уголовном кодексах.

Может быть, все же пора разорвать круг недоверия к бизнесу. Нельзя допустить, чтобы ради разоблачения нескольких десятков потенциальных мошенников без своевременной государственной помощи остались тысячи добросовестных предпринимателей.