Генерального директора Российской венчурной компании Александра Повалко задержали на 48 часов, сообщает РБК со ссылкой на источник. В РВК в свою очередь заявили, что Повалко отвечает на вопросы следствия, компания оказывает содействие разбирательству.

Накануне в доме Александра Повалко и в офисе компании ФСБ провела обыски. Их связывают с делом об инвестициях в американский стартап Alion Energy в 2016 году. Следствие считает, что бывшее руководство РВК и стартап сговорились, перевели деньги со счета РВК на счет Alion Energy, а затем присвоили их. Сумма нарушений, по разным оценкам, может составлять от 600 тысяч до 3 млн долларов.

В РВК рассказали, что силовики изучали сделки с 2012-го по 2016 год, когда компанию возглавлял Игорь Агамирзян. Повалко после того, как занял пост генерального директора РВК, провел аудит прошлых сделок, результаты которого передали в прокуратуру. В итоге в 2018 году было заведено уголовное дело об инвестициях в Alion Energy. Генеральный директор стартапа Марк Кингсли связывает обыски с внутренней борьбой между членами совета директоров. Утверждения о мошенничестве, по его словам, скорее всего, указывают на слабость и отсутствие законов о венчурных инвестициях в России.

Ситуацию комментирует партнер компании RBV Capital Алексей Конов.

Алексей Конов партнер компании RBV Capital «Ситуация не очень простая, об этом сказано уже много раз и многими, ничего не меняется. Президент страны сказал, что венчурный бизнес надо перестать рассматривать как традиционный бизнес, он называется венчурный, то есть рисковый, там понятно, что может быть неудача, и понятно, что не важно, какие это деньги: государственные или негосударственные. На них не написано, что они государственные, они вложены в проект, и проект может прогореть. Если это государственные деньги, они сгорают точно так же в этой печке, как сгорают частные деньги. Таким образом, сам факт подозрения людей в том, что они вложили деньги в какой-то проект, а он прогорел, а значит, это плохо, ставит крест на этой отрасли. Те, кто выполняет роль охранителя, они даже не слышат, что им сверху говорят: дайте нормально развиваться отрасли. Я вам больше скажу, если вы думаете, что в самых лучших юрисдикциях, где-нибудь в Силиконовой долине, про которую сейчас популярно снимать, как там хорошо, если вы думаете, что там не бывает «мусорных» инвестиций, — там их полно. Инвестиции в хайтек девять из десяти не получатся, и это нормально. Но за это никто не приходит домой к менеджерам, которые инвестировали. В том числе там очень много вкладывается государственных денег, огромное количество государственных денег. И я считаю, что вообще-то прямой вред для страны подобные вещи, тем более вынесенные в публичное поле».

В марте в Госдуму внесли одобренный кабмином законопроект о праве на риск при венчурном инвестировании, согласно которому неудачное вложение не будет автоматически приравниваться к нецелевому расходованию средств, а эффективность компании оцениваться по портфелю, а не по отдельным инвестициям.

До этого бывший помощник президента Андрей Белоусов обращал внимание Владимира Путина на то, что законодательство устроено так, что при неудачном инвестировании государственных денег инвестору грозит «20 лет суммарно».