Феномен Kweichow Moutai. Почему китайский производитель водки стоит дороже ряда ведущих российских компаний?
Компания, производящая традиционный китайский алкогольный напиток байцзю в элитном исполнении, стоит более 250 млрд долларов. Для сравнения, капитализация «Газпрома» оценивается приблизительно в 66 млрд
Читать на полной версииФеноменальный рост стоимости полугосударственной компании Kweichow Moutai пытаются объяснить многими факторами. Производимый ею байцзю, напиток, наиболее близкий к водке, вообще лидирует по выручке с продажи алкоголя во всем мире.
Элитное исполнение этого напитка от Kweichow Moutai стоит около 130 долларов за бутылку, но может доходить до 20 тысяч. Он считается роскошью, которой отдают предпочтение китайские политики и бизнесмены. Угостить гостя байцзю является частью китайской бизнес-культуры.
Феноменальный успех пытаются объяснить и другими факторами. Известно, что байцзю Kweichow Moutai был излюбленным напитком Мао Дзэдуна. Кроме того, рост стоимости акций компании связывают с пандемией коронавируса, потому что другие алкогольные бренды дешевели из-за закрытия кафе и баров, а байцзю Kweichow Moutai больше принято пить дома. И вдобавок — американо-китайской торговой войной и связанным с ней ростом патриотизма в Китае, когда народ стал стремиться покупать отечественные бренды и продукты.
К байцзю Kweichow Moutai в Китае действительно особое отношение, свидетельствует директор Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов.
Алексей Маслов директор Института Дальнего Востока РАН «В китайской культуре считается, что это напиток философов, поэтов. Исторически получилось так, что одним из самых известных видов таких спиртных напитков являются две конкурирующих марки, которые конкурировали еще и в средневековом Китае, это Moutai из Гуйчжоу и Wuliangye, который обычно изготавливается в провинции Сычуань. Он крепкий, различные виды Moutai — от 52 до 70 и выше градусов, что для многих европейцев кажется неприемлемым. Но Китай позиционирует Moutai как напиток, которым надо наслаждаться очень маленькими чашечками: послевкусие, особый аромат и так далее».
Однажды президент США Ричард Никсон и китайский премьер Чжоу Эньлай во время встречи, транслировавшейся по телевидению, подняли бокалы с байцзю. Никсон заметно поежился, когда выпил свою порцию.
Несмотря на то что биржевая капитализация Kweichow Moutai выглядит совершенно нереальной для алкогольного бренда, тем более для скорее локального, чем международного, инвесторы традиционно не обращают внимания на абсолютную капитализацию, а только на то, что предприятие растет и растут его продажи. Особенно когда стоимость кредитных средств стремится к нулю, считает управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин.
Стоит отметить, что индекс P/E Kweichow Moutai — цены компании к ее доходности — составляет более 42, что почти в полтора раза превышает индекс такой технологической компании, как Facebook, и в пять с лишним — такой классической, как General Motors.