На Мясницкую улицу в Москве вернули старинную вывеску магазина фарфора «Товарищества Кузнецова», сообщает «МК». Волонтеры-энтузиасты отреставрировали оригинальную вывеску 1903 года, созданную, как и сам дом, архитектором Федором Шехтелем. Буквы покрыты сусальным золотом.

После революции в здании было много организаций, и даже «Детский мир», который потом переехал на Лубянку. С 1960-х годов прошлого века здесь опять торговали посудой, но москвичи по старинке все это время называли здание «Домом фарфора». В 1990-е фарфор вновь появился — в магазине «Гледиз».

Сейчас помещение выставлено на продажу. И почти 120-летней истории магазина, похоже, пришел конец. Ситуацию комментирует глава трудкоммуны «Вспомнить всё», восстановившей вывеску, Наталья Тарнавская.

— Конечно же, то, что магазин нес функцию больше 100 лет, пусть и с перерывами, это очень важно для любого европейского города, а для Москвы тем более, потому что у нас очень мало магазинов и каких-то вообще точек, которые эту функцию несут с дореволюционного времени. У нас штук пять-шесть магазинов типа ГУМа, которые до сих пор работают там же и с той же функцией. Но магазин «Гледиз», который сейчас закрылся, ни к кузнецовскому, ни к русскому фарфору не имел никакого отношения, и мы сожалеем о функции скорее, а не о магазине как таковом. Я подозреваю, что магазина там не будет, потому что это коммерческая аренда и очень маловероятно, что кто-то из продавцов посуды может такое потянуть. Но пока он просто выставлен на продажу.

— А продюсерский центр Крутого там был давно?

— Центр продюсерский там, на самом деле, года полтора, там все это время идет ремонт, и они не имеют отношения к помещению именно на первом этаже, у них второй и верхние этажи. Просто у них есть разрешение на приведение в порядок всего фасада, и в том числе первого этажа, и поэтому мы с ними работали. Но этот магазин к ним не имеет отношения, и это не они выставляют его на продажу. У этого помещения есть управляющая компания.

Департамент культурного наследия Москвы одобрил проект реставрации здания в 2018 году. После ее окончания этажи со второго по пятый планируется передать центру развития и поддержки музыкального творчества «Академия популярной музыки Игоря Крутого».

Самое ценное — чудом сохранившиеся шехтелевские деревянные шкафы-витрины, в которых располагался фарфор, по-прежнему стоят в торговом зале первого этажа. Исчезнет еще один магазин-достопримечательность, останутся только стены и надпись на фасаде, говорит старший научный сотрудник Музея Москвы, москвовед Денис Ромодин.

— Закрытие именно профильного магазина — это большая потеря для города. Конечно, он изначально, при Кузнецовых, был меньше, но в советское время он был расширен. А ценность была в том, что, несмотря на все расширения, реконструкции, переделки, основная часть торгового зала целиком сохранилась. Там сохранились исторические витрины, прилавки, и как раз это представляет большую ценность. Кроме того, до недавнего времени сам профиль магазина оставался именно первоначальным. Поэтому это как раз было ценным, поскольку именно на Мясницкой улице сохранился и чайный магазин. Но, кроме того, это было такой же достопримечательностью, как Елисеевский гастроном, сейчас его помещение сдается в аренду. Но я считаю, что обычно в таких исторических местах торговые точки должны быть привязаны к определенной специфике.

— По поводу вывески. После закрытия магазина только стало возможным ее возвращение. Правильно?

— Насколько я знаю, да. Там были конфликты с собственниками и арендаторами, которые не хотели установления.

— То есть в закрытии, получается, и свои плюсы оказались?

— Да.

— Ожидать, что там откроется новый магазин фарфора, это, наверное, было бы слишком оптимистично?

— Это самый оптимистичный вариант.

— То есть люди, которые пишут, что потеряна история фарфорового магазина в этом месте, они, наверное, правы, здесь не пустое место для паники?

— Я думаю, что да.

«Фарфоровый король» России Матвей Кузнецов был выходцем из крестьян. Он объединил заводы и построил целую фарфоровую империю. И даже говорили, что он наводнил своей продукцией весь мир. Благодаря ему фарфор стал доступен всем — в начале ХХ века его могли приобрести даже крестьяне.