Торговая недвижимость — 2020: открытия во время пандемии
Сроки ввода около 30-40% ранее анонсированных новых торговых центров перенесут на следующий год, прогнозируют в Knight Frank
Читать на полной версииВ целом, ситуация 2020 года для сегмента торговой недвижимости складывается лучше, чем ожидалось. Такой вывод можно сделать из исследования, которое компания Knight Frank представила на недавно прошедшей 17-й Международной выставке и форуме по торговой недвижимости и ретейлу MAPIC Russia 2020.
В частности, по данным аналитиков, до конца этого года только в регионах планируется ввод новых объектов общей площадью 669 тысяч квадратных метров, и это на 40% выше прошлогоднего уровня. В столичных планах значатся 443 тысячи торговых «квадратов», что вдвое превышает показатель 2019 года. Вообще, на этот год был заявлен рекордный за последние пять лет ввод торговых центров — около 2 млн квадратных метров по всей стране, и часть из них уже находится в высокой степени готовности.
Однако многие объекты в этом году все-таки построены не будут. Как отмечает директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Евгения Хакбердиева, «в период с 28 марта по 1 июня было закрыто примерно 80% ретейлеров, что фактически остановило работу большинства торгово-развлекательных центров. В пиковые недели простоя произошло драматическое снижение оборотов арендаторов fashion, общепита и индустрии развлечений (более 90%). Остро встала проблема взаимоотношений арендодателей и арендаторов в части выполнения договорных условий аренды. К концу апреля 2020 года были достигнуты соглашения с 80% владельцев ТРЦ. Несмотря на принятые меры, большинство ретейлеров перешли к оптимизации числа торговых точек; к тому же активное развитие получила сфера онлайн-торговли».
В связи со спецификой рынка торговой недвижимости изоляционные ограничения будут еще долгое время влиять на режим функционирования объектов в негативном для доходной части ключе, отмечает эксперт. Такое положение повлияет на ввод ранее анонсированных торговых центров: прогнозируется перенос сроков открытия на следующий год около 30-40% объектов по всей стране.
Впрочем, в ближайшие пять лет все заявленные ТЦ в любом случае выйдут на рынок. А дальнейшее развитие сегмента торговой недвижимости будет идти с учетом таких факторов, как замедление темпов нового строительства, дальнейшее изменение площадей и форматов торговых объектов, рост доли социальных, культурно-образовательных, спортивных и оздоровительных функций в составе ТЦ и еще большая интеграция онлайн- и офлайн-торговли.