С четверга улицы Лондона и других городов Великобритании будут выглядеть почти так же, как на пике весенней вспышки вируса. Выходить из дома британцам можно только с определенной целью: чтобы пойти на работу, которую нельзя делать удаленно, купить продукты, отвезти детей в школу, помочь родственникам или заняться спортом.

Ходить в гости строго запрещено, за одним исключением — чтобы встретиться с человеком из своего support bubble, или «пузыря поддержки». В такой пузырь может быть включено еще одно домохозяйство — чтобы люди, живущие одни, не оказались в полной изоляции. Школы и вузы открыты, но церкви и мечети должны ограничиться дистанционными проповедями. Пабы и рестораны могут работать только на доставку или самовывоз. Об их отношении к новым мерам участников рынка спросили журналисты BBC.

Владелец ресторана Zim Braai Энди Леннокс: «Многие компании только восстановились после первого локдауна. И многие из них не переживут второго. Поддержка государства поможет работникам, отправленным в неоплачиваемый отпуск. Она не спасет сами компании».

Основатель кейтеринга мороженого Daisy & Belle Элена Гарднер: «Все заказы были отменены. А летом я потеряла всю сезонную выручку, ведь мороженное — это очень сезонный товар. Это очень тревожное для меня время. И я даже не знаю, когда смогу вернуться к работе».

Директор по налогам ассоциации самозанятых IPSE Энди Чемберлен: «Жесткий карантин означает, что миллионы самозанятых попросту не смогут работать. Они не смогут выжить на те 40% заработка, которые обещает компенсировать государство».

Аналогичные меры — где-то более, где-то менее жесткие — введены во Франции, в Германии, Австрии, Бельгии, Польше, Чехии и ряде других стран Евросоюза. Повторный карантин очень долго откладывали — по данным ВОЗ, суточный прирост диагнозов в европейском регионе обновил весенние рекорды еще в начале сентября. Но теперь, когда общеевропейская смертность от вируса за месяц выросла втрое, правительства вынуждены были реагировать.

Как в Великобритании, так и в Германии и других странах формулировка одна — если ничего не делать, в ближайшее время система здравоохранения перестанет справляться с наплывом больных. Весенний локдаун стоил странам Евросоюза 10-15% ВВП во втором квартале — и это не считая масштабных программ поддержки, которые приходится финансировать то ли в долг, то ли за счет печатного станка, и необходимости восстановления экономики после такого удара.

Какой будет цена осеннего карантина, рассуждает начальник центра разработки стратегий Газпромбанка Егор Сусин.

Егор Сусин начальник центра разработки стратегий Газпромбанка «Все-таки меры, которые вводятся, более избирательные, наверное. Я не думаю, что потери будут сопоставимые с тем, что мы увидели весной. Скорее всего, будут потери в два-три раза меньше, но, безусловно, они будут. Весь сектор услуг так или иначе находится под давлением. В разных странах они будут разными. Наиболее пострадавшими будут те регионы, где наиболее сильный вклад в сектор услуг и туризма. В целом я думаю, что падение по развитым экономикам, по ряду экономик будет от 2% до 5% ВВП в четвертом квартале. Вопрос, пожалуй, в том, насколько долго это будет продолжаться. Пока речь идет о месячном или полуторамесячном локдауне. Это, наверное, пока не так критично для экономики, как было весной».

Пока карантинные меры в большинстве стран Евросоюза вводятся сроком на месяц, хотя почти всегда с оговоркой. Как заявил глава секретариата британского кабмина Майкл Гоув, локдаун в Великобритании продлится как минимум до 2 декабря, а дальнейшее развитие событий будет зависеть от заболеваемости. Если европейские меры окажутся настолько же эффективными, как в Израиле, 30 дней может быть достаточно. Страна ввела первый в мире повторный карантин в середине сентября — а во второй половине октября, когда показатели упали до июньских значений, уже начала ослаблять ограничения.