Российская фармкомпания «Фармасинтез» просит позволить ей выпускать аналог ремдесивира без разрешения американского патентообладателя. Компания направила соответствующие письма руководителю администрации президента России Антону Вайно и вице-премьеру Татьяне Голиковой, пишут «Ведомости». Обращение было перенаправлено в Минздрав, Минпромторг ФАС и Роспатент.

Ремдесивир — противовирусное средство, разработанное и выпускаемое американской Gilead Sciences под брендом «Веклури». В середине октября Минздрав России выдал регистрационные удостоверения отечественному и импортному препарату на основе ремдесивира. О каких производителях идет речь, министерство не уточнило.

«Фармасинтез» тогда сообщил, что готов выпускать лекарство под брендом «Ремдеформ» «при условии снятия действующего патентного ограничения». По словам главы фармкомпании, он обращался к Gilead Sciences за правами на использование патента, но ответа не получил.

Пойдет ли правительство на беспрецедентную процедуру принудительного лицензирования? Мнение старшего партнера адвокатского бюро Forward Legal Алексея Карпенко:

Алексей Карпенко старший партнер адвокатского бюро Forward Legal «Соответствующие положения допускаются Гражданским кодексом РФ, а также правилами ВТО, но я не помню за историю России, чтобы подобного рода истории происходили. И я думаю, что, если сейчас это случится, это будет прецедентом. Дело в том, что такая ситуация является абсолютно исключительной. Российское законодательство предусматривает возможность этого по отдельному решению правительства только для нужд обороны и обеспечения безопасности государства. За современную историю России таких экстренных ситуаций не случалось. Возможно, российское правительство рассмотрит текущую ситуацию с пандемией коронавируса как ситуацию, которая допускает такого рода действия. Я считаю, что такое решение юридически может быть принято, но я бы на месте российских властей его не принимал. С одной стороны, Россия говорит о том, что она является фармакологической супердержавой, заявляет, что у нее уже разработаны даже не одна, а несколько вакцин против коронавируса. С другой — РФ поведет себя как страна третьего мира, не обладающая соответствующими мощностями в сфере фармакологии и медицины, фактически экспроприировав чужую интеллектуальную собственность, пусть и с последующей, как у нас пишет Гражданский кодекс, справедливой компенсацией. Я думаю, что патентообладатель подаст в суд на Россию, что у нас будет разбирательство с США, поскольку фармпроизводитель, который обладает соответствующим патентом, базируется в США. Я также полагаю, что еще будет разбирательство в рамках ВТО. Я думаю, что если подобного рода разбирательства случатся, то у России будут неплохие шансы отстоять свои юридические права, но вот репутационные потери будут очень велики».

Пятидневный курс лечения ремдесивиром в США стоит около двух тысяч долларов — это 160 тысяч рублей. Для сравнения: упаковка зарегистрированных в России препаратов от COVID-19 «Коронавир» и «Ареплевир» стоит в аптеках 12 тысяч рублей. Глава «Фармасинтеза» в письме российским властям обещал, что сделает свое лекарство дешевле. Ранее ВОЗ признала неэффективность ремдесивира при коронавирусе.