ЦБ ищет информаторов: сотрудники банков могут сообщать о нарушении прав потребителей
Сотрудники финансовых организаций уже могут оставить на сайте Банка России анонимную жалобу на нарушение их работодателем прав потребителей финуслуг
Читать на полной версииОбновлено в 15:04
ЦБ намерен развивать институт информаторов в банковской сфере, чтобы регулятор мог выявлять нарушения прав потребителей со стороны финорганизаций, пишет газета «Известия». Сотрудники банков смогут отправить в ЦБ анонимную жалобу на своего работодателя, если он, например, навязывает финансовые продукты или вводит клиента в заблуждение.
Однако гарантировать анонимность тут невозможно, считает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.
В ЦБ «Известиям» рассказали, что изучили опыт британских и американских регуляторов в сфере защиты прав потребителей. Но эти регуляторы получают сведения вообще от любых лиц, которые располагают информацией о нарушении прав граждан, а не только от сотрудников банков. Впрочем, ЦБ пока не определил точный перечень лиц, которые смогут сообщить о нарушениях, комментирует директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин.
Иван Уклеин директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» «На текущий момент структура еще не сформирована, ЦБ проводит своего рода консультации с участниками рынка, и пока непонятно до конца, какой будет перечень таких лиц. Например, сможет ли другое физическое лицо, которое сидело в том же отделении в то же время в соседнем окошке и слышало, например, что пенсионеру впаривают накопительное страхование жизни вместо вклада под предлогом того, что это вклад, только более доходный, естественно, что это тоже элемент мисселинга и об этом также нужно будет сообщить в рамках этой инициативы. Но пока непонятно, кто и на каких условиях сможет оставлять такие анонимные жалобы. Права граждан как, по сути, слабой стороны во взаимоотношениях с банками, у которых есть мощный штат юристов, именно для защиты их интересов ЦБ заинтересован в своего рода институте стороннего человека, который, с одной стороны, будет знать ситуацию изнутри, с другой стороны, не будет являться ни банком, ни самим заемщиком, а человеком, который вовлечен в процесс, то есть знает, например, о возможных нарушениях со стороны банка. Действительно, есть вопросы к применимости этой схемы в российских реалиях, поскольку для банка определить, кто именно оставил жалобу, будет не так сложно, как это кажется на первый взгляд. Эффективность и действенность функционирования такой системы действительно только предстоит оценить с учетом того, что есть сомнения, что сотрудники будут оставлять такие анонимные жалобы на своего же работодателя».
Издание пишет, что сейчас Банк России уже тестирует институт информаторов. На сайте регулятора в разделе «Контактная информация» появился сервис, через который сотрудники банков могут сообщить о нарушениях со стороны работодателя.