Обновлено в 20:40

Басманный суд Москвы отправил пресс-секретаря Алексея Навального Киру Ярмыш под домашний арест до 23 марта. Мера пресечения избрана в рамках дела о нарушении санитарно-эпидемиологических правил (ч. 1 ст. 236 УК РФ) после акции оппозиции в столице 23 января.

«Суд удовлетворил ходатайство следствия и избрал подозреваемой меру пресечения в виде домашнего ареста», — сообщила Business FM пресс-секретарь суда Ирина Софинская.

Заседание прошло в отсутствие СМИ из-за пандемии. На процесс были допущены лишь его участники. Адвокат Киры Ярмыш Вероника Полякова заявила Business FM, что защита не согласна с принятым решением и обжалует его в Мосгорсуде.

«Это невиданное решение, поскольку инкриминируемое преступление — небольшой тяжести. Как правило, по нему людей никогда не ограничивают в свободе, а отпускают под подписку о невыезде», — сказала она.

По словам Поляковой, защита предлагала за Киру Ярмыш залог в сумме 1 млн рублей. «Однако суд отказал нам, согласившись со стандартными доводами следствия о том, что подозреваемая может скрыться от следствия и суда или продолжить заниматься преступной деятельностью», — добавила адвокат.

Киру Ярмыш задержали поздно вечером 30 января прямо в спецприемнике для задержанных в административном порядке, где она отбывала девять суток ареста (30 января истекал срок этого наказания) за организацию публичного мероприятия без подачи уведомления (ч. 2 ст. 20.2 КоАП).

Уголовное дело по статье 236 УК РФ возбудили в связи с тем, что 23 января, по данным мэрии Москвы, в акции оппозиции в Москве в поддержку Алексея Навального участвовали люди, заразившиеся коронавирусом. Департамент здравоохранения Москвы сообщил о 19 гражданах с диагнозом COVID-19, которым было предписано оставаться дома. МВД заявило, что организаторы и участники митингов (они прошли не только в Москве, но и в ряде регионов России) создали угрозу распространения новой коронавирусной инфекции. Дело начинало расследовать МВД, позже его передали в центральный аппарат Следственного комитета России.

Тверской суд Москвы 29 января в рамках этого дела отправил под домашний арест младшего брата политика Алексея Навального Олега Навального, юриста Фонда борьбы с коррупцией (организация признана в РФ иностранным агентом) Любовь Соболь, координатора столичного штаба Навального Олега Степанова, экс-участницу группы Pussy Riot Марию Алехину и главу профсоюза «Альянс врачей» Анастасию Васильеву.

В Басманный суд 1 февраля поступили ходатайства СК о домашнем аресте в рамках того же дела для активиста ФБК Николая Ляскина и муниципального депутата района Северное Измайлово Дмитрия Барановского. Последнему вменяется подстрекательство к нарушению санитарно-эпидемиологических правил (ч. 4 ст. 33, ч. 1 ст. 236 УК РФ), уточнила Ирина Софинская.

Поздно вечером ходатайство о домашнем аресте в отношении Барановского было удовлетворено, Ляскину назначили запрет определенных действий, заявила после заседания пресс-секретарь суда. При этом, хоть ему и не надели электронный браслет, но по решению суда соратнику Навального запрещено находиться вне пределов жилого помещения. При этом суд разрешил фигуранту ежедневную прогулку раз в день с 16 до 18 часов. Ляскин не может общаться с иными участниками уголовного дела, отправлять и получать почтово-телеграфные отправления, пользоваться средствами связи и интернетом. То есть фактически, хоть суд и отказал в домашнем аресте подозреваемого, но наложенные на него ограничения сильно напоминают эту меру пресечения.

Оппозиционный политик Алексей Навальный вернулся из Германии в Россию после лечения 17 января. Его тут же задержали и на следующий день отправили в СИЗО «Матросская Тишина». ФСИН требует заменить ему условный срок в 3,5 года по так называемому делу «Ив Роше» реальным в связи с нарушениями условий испытательного срока, который истек 30 декабря 2020 года. В 2017 и 2919 годах Европейский суд по правам человека удовлетворили иски Навального и его брата (который отбывал по этому делу реальный срок). Суд, в частности, постановил, что при рассмотрении дела было нарушено право на справедливое судебное разбирательство, и обязал РФ выплатить им в общей сложности более 80 тысяч евро. Российская Федерация компенсацию выплатила.

После ареста политика в его поддержку в разных городах России 23 и 31 января прошли демонстрации. Они не были согласованы властями. По данным главы правозащитной организации «Агора» Павла Чикова, на сегодняшний день число уголовных дел в связи с этими протестами достигло 40. Дела расследуются в 18 регионах.