Небанковский бизнес принес «Сберу» 71 млрд рублей выручки, из них прибыль до уплаты налогов — меньше 9 млрд. У компании амбициозные планы: нарастить долю экосистемы в чистом операционном доходе до 20-30% за десять лет.

Номинально показатели нефинансового сектора «Сбера» выглядят красиво: выручка в 2,7 раза больше результата 2019 года. Но дьявол, как говорится, в деталях. Из-за «развода» с «Яндексом» «Сбер» получил почти 20 млрд за 45-процентную долю в «Яндекс.Маркете», заметило VTimes. Иначе был бы убыток 12 млрд.

Так чья экосистема лучше — «Сбера» или «Яндекса»? Комментирует аналитик ИК «Велес капитал» Артем Михайлин.

Артем Михайлин аналитик ИК «Велес капитал» «Напрямую их достаточно сложно сравнить: все-таки у Сбербанка многие бизнесы еще в зачаточной стадии, проекты e-commerce мы пока толком даже не видели, их только строят. У «Яндекса» по крайней мере чуть более зрелые проекты в сфере e-grocery, там больше направлений. Сбербанк — это в основном «СберМаркет», который работает, по сути, по одному направлению, скорее доставка впрок, у «Яндекса» в этом плане проекты по большему количеству направлений. Поэтому сейчас напрямую их пока рано сравнивать, как мне кажется».

Пальма первенства у «Яндекса», уверен независимый финансист Нарек Авакян.

Нарек Авакян независимый финансист «Яндекс», конечно, успешнее, лучше. Но только лишь потому, что «Яндекс» изначально этим занимался. У него основной бизнес связан с интернетом и разработками. А «Сбер» присоединился к этому лет пять назад. Естественно, сейчас экосистема «Яндекса» лучше, просто потому что там гораздо больше опыта и компетенций. Экосистема «Сбера» очень активно догоняет».

Оборот российских цифровых экосистем, которые уже запустили «Яндекс», Mail.ru Group, Сбербанк и Тинькофф банк, к 2025 году вырастет до 134 млрд долларов, подсчитали в Morgan Stanley. Аналитики уверены, что самые высокие перспективы у интернет-торговли. Частные инвесторы тоже могут поучаствовать в этой тенденции. Помимо акций самих «Яндекса» и «Сбера», можно обратить внимание на других участников рынка, например Ozon, который не так давно стал публичным. Или Mail.ru Group, чья последняя отчетность, увы, оставляет желать лучшего. Но это идеи из разряда «купил и пять лет держи», не обращая внимание на просадки. Так что риски стоит взвесить заранее.