В столице сокращены сроки реализации проектов редевелопмента бывших промышленных зон. Принято постановление правительства Москвы «О мерах по реализации проектов комплексного развития территорий нежилой застройки города Москвы», которое позволяет быстрее заключать контракты с инвесторами, готовыми развивать эти территории.

Ранее с момента принятия решения о комплексном развитии территории до заключения договора через аукцион проходило почти 340 дней. В рамках нового порядка этот срок сокращен до 170 дней через торги.

«Оптимизация процедуры позволит привлечь инвесторов и создать новые комфортные микрорайоны на площади свыше 1900 гектаров», — сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

На месте бывших промзон в Москве будут создаваться современные кварталы, включающие инновационные производства, отвечающие существующим экологическим стандартам, технопарки, жилые дома, а также социальная и дорожная инфраструктура, общественные пространства. Благодаря проектам КРТ в городе будет создано свыше 500 тысяч рабочих мест, общий объем инвестиций в реализацию проектов составит около 7 трлн рублей, а почти 3 трлн рублей поступит в бюджет столицы. Новым постановлением также детализируется и ускоряется процедура подготовки и принятия решения о комплексном развитии территорий.

«Мы намерены привлечь частных инвесторов к развитию бывших промзон для того, чтобы в новых микрорайонах строились не только жилье и офисные здания, но и создавались современные производства. Промышленность XXI века — это технологичные и экологичные предприятия с высококвалифицированными специалистами, занимающие небольшую площадь. Кроме того, в рамках КРТ мы будем создавать ту инфраструктуру, которой не хватает в конкретном районе. Где-то это школы и детские сады, где-то — парки. Таким образом, вместо заброшенных промзон появятся новые точки развития города», — прокомментировал Ефимов.

Согласно новому порядку, решение о проектах комплексного развития территорий бывших промзон городские власти смогут принимать до внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки города, что существенно сокращает сроки реализации проекта.

«Упрощенный процесс согласования проектов комплексного развития территорий нежилой застройки города Москвы, безусловно, более привлекателен для любого потенциального инвестора: будь то город или частный девелопер. Интенсивное развитие нежилой недвижимости и инфраструктуры в составе проектов КРТ позволит в кратчайшие сроки скорректировать неравномерное развитие отдельных районов города. Так, за счет реализации проектов комплексного развития территорий городские власти смогут ликвидировать выявленные ранее дефициты, более эффективно использовать существующие профициты в социальной, инженерной и транспортной инфраструктуре. Создание в составе проектов КРТ новых центров притяжения и мест приложения труда позволит в перспективе перераспределить потоки трудовой/маятниковой миграции и поддержать вектор развития города по принципу «нулевого километра» или «города в шаговой доступности. После утраты своего функционального назначения и экономической значимости для города такие промзоны стали малоэффективными, поэтому их ревитализация — важная градостроительная задача. Актуальность данного направления работы связана также со стратегическими направлениями развития Генерального плана развития Москвы в части формирования полицентричной планировочной структуры города, включая развитие инновационной деятельности, формирование центров малого и среднего предпринимательства, повышение инвестиционной привлекательности мест приложения труда, повышение эффективности ресурсопотребления и природопользования. Утратившие свое предназначение производственные зоны — последний территориальный ресурс для восполнения инфраструктурных дефицитов города: не только объектов образования и медицины, но и системы УДС, рекреационных пространств, современных мест приложения труда. Удовлетворение запросов разных групп населения и представителей бизнеса будет успешным только при комплексном подходе», — заявил генеральный директор Агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский.

Если правообладатели выступают с инициативой по реализации проекта КРТ и границы КРТ установлены Правилами землепользования и застройки города Москвы, то не требуется сразу разрабатывать документацию по планировке территорий. Достаточно заключить соглашение о проекте между всеми правообладателями и обратиться в Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы для заключения договора о КРТ.

«Роль государства важна для реализации комплексного подхода, включая сбалансированное развитие районов Москвы, исходя из выявленных дефицитов, взаимодействие с частным бизнесом, строительство транспортной и коммунальной инфраструктуры, проведение историко-культурных, экологических и социологических исследований производственных территорий перед принятием градостроительных решений. Государство должно гарантировать соблюдение интересов всех участников процесса реновации промзон, как бизнес-структур, так и всех москвичей. В частности, при реорганизации промзон должна создаваться комфортная городская среда, что достигается не только благоустройством территорий. В соответствии со Стандартом комплексного развития территорий, подготовленным «Дом.РФ» совместно с КБ «Стрелка», при развитии многофункциональной застройки должен обеспечиваться баланс между жилыми, офисными и сервисными функциями, между застроенными и открытыми пространствами, оптимизироваться УДС, параметры застройки. Контроль за соблюдением требований к созданию комфортной среды также должен обеспечиваться государством. Комплексное развитие территорий может решать проблемы как на общегородском, так и на районном уровнях. На общегородском уровне это полицентричность развития, которая оптимизирует нагрузку на инфраструктуру, прежде всего на общественный транспорт и загруженность улично-дорожной сети. На районном уровне — ликвидация инфраструктурных дефицитов, в том числе за счет размещения объектов социально-культурно-бытового обслуживания и создания мест приложения труда в зоне пешеходной доступности или комфортной транспортной доступности», — добавил Георгиевский.

Новое постановление определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти при реализации КРТ. Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы наделяется полномочиями по подготовке и согласованию проектов решений о КРТ, принятию решений о проведении торгов на право заключения договора о КРТ, заключению договоров КРТ по инициативе правообладателей и с инвесторами по итогам торгов.

«При подготовке проекта решения о КРТ Агентством промышленного развития города Москвы и Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы будут проводиться совместные комплексные обследования территорий нежилой застройки. Также вопросы КРТ нежилой застройки будут оперативно рассматриваться на штабе по реализации проектов КРТ, который был создан в декабре 2020 года. В настоящее время в работе департамента уже находятся более 120 проектов КРТ нежилой застройки города Москвы. Информация о проектах решений о КРТ нежилой застройки публикуется на официальном сайте департамента, а информация о проводимых торгах размещается на Инвестиционном портале Москвы», — отметил руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Александр Прохоров.

Главное преимущество инструмента КРТ — он позволяет вовлечь в проекты развития территории, где раньше не удавалось приступить к работам из-за конфликтов собственников, незаинтересованности правообладателей в развитии или иных ограничений. Если правообладатели самостоятельно не приводят заброшенные территории в порядок, город имеет право обязать их начать работы в определенный срок или выкупить их и заняться развитием самостоятельно.