Обновлено в 14:52

Власти России могут ответить на высылку из Праги своих дипломатов ограничением импорта продукции чешского производства, в частности — пива. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на два источника в госструктурах. По словам одного из них, прибегнуть к экономическим санкциям Москве, «возможно, придется», поскольку «нельзя оставлять без ответа беспрецедентно агрессивные действия Праги, отреагировать на которые чисто зеркально не получается».

Самое популярное в России чешское пиво — Budweiser, Krušovice, Staropramen, Pilsner и Velkopopovický Kozel. Все эти марки продаются в российских магазинах. Кроме того, только в Москве больше 40 чешских кафе и ресторанов.

Импорт чешского пива в Россию в прошлом году превысил 38 млн долларов. Это почти на 10% больше, чем в 2019-м. Но основную долю на рынке занимают лицензионные чешские сорта, которые производятся международными компаниями в России по лицензии и с использованием чешского сырья.

Среди них — одна из крупнейших пивоваренных компаний AB InBev Efes, которая работает в Калуге и Клину и производит, в частности, Velkopopovický Kozel. Такие заводы ограничения, по всей видимости, не затронут, надеется директор компании по правовым вопросам и корпоративным отношениям Ораз Дурдыев:

Ораз Дурдыев директор компании AB InBev Efes по правовым вопросам и корпоративным отношениям «Чешский сегмент очень популярен в России, именно традиционное чешское пиво. И в светлом лагере, и в темном сегменте — это лидер в принципе. Сам чешский сегмент в структуре импорта занимает где-то порядка 10%, и это не очень большой сегмент, потому что тотально сам импорт не очень большой в России. Но при этом это очень важный сегмент, потому что он позиционируется чаще всего в премиум-, суперпремиум-сегменте. Это возможность потребителя попробовать разного пива, в том числе собственно чешского, импортного. Также доступны в принципе и лицензионные сорта, которые производятся в России. Наш потребитель традиционно больше отдает предпочтение все-таки вот именно лагерам из Германии и Чехии».

Ранее Чехия объявила о высылке еще 63 сотрудников российского диппредставительства. В Москве остались лишь семь чешских дипломатов и 25 административно-технических сотрудников посольства.

В ответ Россия ограничила право чешского посольства нанимать своих граждан на работу — с нынешних 91 до 19 человек. Таким образом, их число будет таким же, как количество людей, нанятых на месте посольством России в Праге. Но это не симметричный ответ.

По данным источников «Коммерсанта», санкции могут коснуться любой из отраслей, но при составлении нового черного списка российские власти будут исходить из принципа «не навредить себе». О том, кто может пострадать из-за новых санкций, рассуждает чешский журналист, корреспондент издания «Господаржские новины» Ондржей Соукуп:

Ондржей Соукуп чешский журналист, корреспондент издания «Господаржские новины» «Собственно, как и для России, это будет не то чтобы сильным ударом. Экспорт в Россию из Чехии — это приблизительно 2% всего экспорта. И, в общем, это будет довольно-таки затруднительно, потому что нет каких-то больших игроков, которых можно наказать, чтобы это реально чувствовало правительство. Тем более что многое из продукции, если она будет запрещена, это ударит по российским производителям. Потому что если говорить о том же пиве, подавляющее большинство пива, которое продается на российском рынке, — это варится в Калуге. То есть как? Рестораны, которые в Москве, все их держат российские владельцы, это франшиза. Может, как по примеру Белоруссии, запретят производить «Шкоды» и продавать «Шкоды», ну так фактически все они производятся опять в России. Так что мне кажется, что, конечно, это может стать проблемой, но не то чтобы активной. И скорее пострадают какие-то относительно небольшие компании. Я посмотрел статистику и обнаружил, что, например, Чехия является довольно большим экспортером в Россию оплодотворенных куриных яиц. И обратно, кстати, Чехия покупает не только нефть и газ, а довольно много разных изделий, в том числе какие-то машины и так далее».

По данным погранслужбы, в прошлом году товарооборот России с Чехией составил более 5 млрд долларов, что на 43% меньше по сравнению с 2019 годом — это последствия пандемии. Из них почти 3 млрд долларов пришлось на импорт России из Чехии, что на 200 млн долларов больше российского экспорта.

О возможных контрмерах Москвы рассуждает менеджер АО «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин:

Тимур Нигматуллин менеджер «Открытие брокер» «В данном случае ограничения будут несущественными в масштабах экономики России, по всей видимости, несущественны также в масштабах экономики Чехии. Речь, вероятно, идет о единицах процентов в лучшем случае. То есть речь идет по большей части о политических заявлениях. Тем не менее тезис, что ограничения будут приниматься в таком виде, чтобы не навредить экономике своей страны, экономике России, я думаю, не выдерживает критики, потому что любые санкции — это вмешательство в рыночные процессы. Поэтому в любом случае вред экономике будет нанесен. Если бы мне, условно говоря, поручили ввести какие-то политически заметные санкции, но несущественные в масштабах экономики, чтобы ущерб был минимальным, возможно, это было бы введение каких-то расширенных бюрократических процедур по оформлению экспорта или импорта, или что-то, что связано с оформлением поездок. Политики принимают политически обусловленные решения, не ориентируясь на экономические последствия».

А накануне в знак солидарности с Россией Белоруссия временно запретила ввозить на территорию страны продукцию Skoda Auto, компании Liqui Moly, выпускающей автомобильные масла и смазочные материалы. Такие же меры приняты в отношении косметических брендов Beiersdorf (Nivea, Eucerin и другие).

В январе эти бренды отказались спонсировать предстоящий чемпионат мира по хоккею, если его матчи пройдут в Белоруссии. После этого Международная федерация хоккея отобрала у Минска право на проведение чемпионата, турнир пройдет в Латвии.