В ночь на 26 апреля в Лос-Анджелесе в 93-й раз пройдет вручение премии Американской киноакадемии «Оскар». Пока фильм-фаворит в СМИ — «Земля кочевников» Хлои Чжао, спродюсированный Брэдом Питтом. Картина уже получила награды на многих фестивалях. Сборы в российском прокате очень скромные: всего 7 млн рублей с середины марта.

Еще один кандидат — триллер о женской мести «Девушка, подающая надежды», он был в прокате в январе. Два других претендента на главную статуэтку сейчас идут в кинотеатрах: это «Минари» — корейская драма про молодую семью — и «Отец» с Энтони Хопкинсом.

За приз поборются также два проекта Netflix — «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина и «Манк» Дэвида Финчера. Есть и пара кандидатов из онлайн-кинотеатров — криминальная биографическая драма «Иуда и черный мессия» об американском политическом движении «Черные пантеры» и «Звук металла» — история про потерявшего слух барабанщика.

Что если главный «Оскар» дадут не «Земле кочевников»? Альтернативными версиями делится кинокритик «Газеты.ру» Павел Воронков:

— Это «Суд над чикагской семеркой», потому что это такое классическое, практически идеальное голливудское кино, которое понравится большинству, или «Манк» Финчера. Эта картина может выбиться на первое место из-за достаточно сложной системы голосования. Голоса молодых уйдут «Земле кочевников», старых академиков — за «Отца» с Энтони Хопкинсом. Они разделятся, и на первую строчку выйдет третий какой-нибудь фильм.

— Можно ли говорить, что «Оскар», в отличие от других премий и киносмотров, хотя и пытается следовать веяниям времени, все равно сейчас больше догоняет кинопроцесс?

— В некотором смысле — да, конечно. Азиатское, в частности корейское, кино все для себя открыли лет 20 назад, а первый корейский фильм, который победил на «Оскаре», был «Паразиты» в прошлом году только. Во многих смыслах Американская киноакадемия плетется в хвосте, выступает просто уже финальным институциональным рупором: «Мы вам даем общемировое признание».

Некоторые считают, что незаслуженно без оскаровского внимания остались Соркин и Финчер: первый не номинирован в категории «Лучший режиссер», второго нет в сценарной номинации. Кто-то отмечает, что позиции независимого кино в этом году окрепли, как никогда. Снова поднимается вопрос, насколько «белым» получился «Оскар».

О роли и статусе кинопремии во времена движения Black Lives Matter рассуждает главный редактор киноканала Cinema Иван Кудрявцев:

Иван Кудрявцев главный редактор киноканала Cinema «Американская киноакадемия несколько лет назад не без помощи скандала обнаружила, что она уже давно превратилась в странную организацию белых престарелых мужчин. Осознав это не без помощи хэштега #OscarsSoWhite, они начали меняться очень резко, заниматься диверсификацией: расовой, половой, религиозной. Люди возмущались, а в итоге получается, что это позитивно сказывается на разнообразии фильмов. Появился фильм «Иуда и черный мессия». Фильмы, такие как «Минари», на равных c Голливудом соревнуются за главный «Оскар». Я считаю, что «Оскар» благодаря этой истории осознал свое место в мире как глобальной кинопремии. Мне, честно скажу, такой «Оскар» нравится больше, чем он был раньше. Раньше он был очень политизирован. Он таким и останется, потому что «Оскар» — это тоже инструмент пропаганды. Но все-таки набор фильмов поинтереснее получается».

Грядущая церемония запомнится как минимум тем, что впервые награждение проведут на два месяца позже запланированного и в здании железнодорожного вокзала Лос-Анджелеса Union Station. В привычном кинотеатре «Долби», судя по всему, будут только музыкальные номера. И гостей гораздо меньше: только номинанты и по одному сопровождающему.