Президент Турции Реджеп Эрдоган любит строить все большое: по его инициативе созданы новый гигантский аэропорт в Стамбуле, самая большая мечеть Турции, туннель, который проходит прямо под Босфором. И вот теперь новый мегапроект — канал «Стамбул», который станет дублером Босфора. Его протяженность составит 45 километров, а пропускная мощность — 160 судов в день (максимум Босфора — 125). «Стамбул» будет разгружать его и снизит риски аварий.

Последняя серьезная авария произошла на Босфоре не так давно. В мае в сторону берега начал дрейфовать танкер из-за поломки рулевого управления, и движение всех других судов пришлось остановить.

«Стамбул» обойдется Турции в 15 млрд долларов, из них 1,5 млрд уйдет на строительство мостов. Кроме того, по обе стороны канала будут возведены два города. Как рассчитывают власти, они дадут новые рабочие места и сделают облик «Стамбула» туристически привлекательнее. А полностью окупится проект через десять лет за счет транзитных сборов. Но в самой Турции к проекту относятся неоднозначно, говорит главред «Московского комсомольца» в Турции и автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев.

Яшар Ниязбаев главред «Московского комсомольца» в Турции, автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» «С позитивной точки зрения государство планирует продать земли. Уже распродали большую часть, и не за маленькие деньги, вдоль канала. Власти намерены заработать на этом проекте около 6-7 млрд в год. Турция полагает, что через как минимум 25 лет объемы перевозок увеличатся в разы и пролив Босфор не сможет справляться с этими объемами. Канал необходим, считают власти. В самой Турции к этому проекту относятся неоднозначно. Страна разделена ровно на две части: те, кто считают этот проект важным и необходимым, который принесет доход в казну государства, и те, кто считают, что этот канал навредит стране, и не только по экологическим соображениям, но и с политической стороны, потому что это может открыть новые споры по Конвенции Монтрё».

Конвенция Монтрё от 1936 года утверждает суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы из Черного в Средиземное море. Она налагает ряд ограничений на транзит военных кораблей нечерноморских держав через проливы, а также на их пребывание в Черном море. Но конвенция накладывает ограничение на оба пролива, а новый «Стамбул» будет дублером только Босфора и теоретически не попадает под действие документа. А это значит, что военные корабли нечерноморских стран — членов НАТО смогут обеспечить себе присутствие в акватории Черного моря, ничего фактически не нарушая. Турция, будучи сама членом НАТО, уже заявила, что военные корабли смогут пользоваться новым каналом. Но поводов для опасений у России по этому поводу быть не должно, считает турецкий политолог, профессор отделения политологии и международных отношений Университета Кахраманмараш Сютчу Имам Тогрул Исмаил.

Сютчу Имам Тогрул Исмаил турецкий политолог, профессор отделения политологии и международных отношений Университета Кахраманмараш «Немножко здесь преувеличивается, что нарушается Монтрё. Я считаю, что не нарушается, натовские корабли и так появляются в акватории черноморского региона — это связано с украинской политикой России и Запада. Турция долгое время оправдывает статус надежного партнера для России по поводу С-400, по поводу соглашения Мотрё. Турция всегда придерживается тех соглашений, которая взяла на себя. Я вижу чисто коммерческий подход».

Но все же для России в связи с каналом есть риски. Ранее посол России в Анкаре сообщил, что, несмотря на то, что проект чисто «хозяйственный», МИД РФ и Турции проводят регулярные консультации по черноморскому судоходству по новому каналу. Вот мнение эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Владимира Брутера:

Владимир Брутер эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований «Для России, конечно, это несет дополнительный риск, если будет новый пролив, который не будет подлежать юрисдикции, соглашению Монтрё. Если Турция сама будет регулировать доступ кораблей в Черное море — это, конечно, для России новая ситуация. Собственно, поэтому Россия считает дипломатию, движение на турецком направлении очень важным. Россия здесь может только соглашаться, в принципе, задавать вопросы, но Россия считает, что общение с Турцией само по себе настолько важно, что нужно принимать ситуацию такой, какая она есть».

По плану турецких властей канал «Стамбул» вместе с городами и мостами будет готов через семь лет.