Открыто движение по заключительному участку ЦКАД. Завершить ее строительство изначально планировали к 2014 году
Новая трасса проходит в 50 километрах от МКАД и разгружает Москву от большегрузов. Однако это частично платная дорога и первая в России трасса с системой «Свободный поток» — оплатой без шлагбаумов и терминалов. Как эта система работает?
Читать на полной версииВладимир Путин сегодня открыл движение по заключительному участку Центральной кольцевой автомобильной дороги. Речь об отрезке в 25 километров от Калужского до Симферопольского шоссе. Президент проехал по нему на Aurus и отметил, что на трассе довольно жесткие стыки. Представители «Автодора» заверили, что дорога построена с соблюдением всех требований.
По проекту протяженность ЦКАД — полтысячи километров. Обещали восемь полос и чуть ли не 150 километров в час разрешенной скорости. Реальность оказалась скромнее. Длина итоговой трассы — 336 километров, скорость — не более 110 километров в час. В процессе решили, что новую кольцевую дорогу надо делать платной, пусть и частично: платным будет участок в 260 километров.
ЦКАД — первая в России дорога, полностью оборудованная системой Free Flow, или «Свободный поток», — то есть автоматической оплатой без остановки. Система тестировалась на трассах М4 «Дон» и участках М11 Москва — Петербург и оказалась весьма удобной, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов:
Камеры-датчики на платном участке ЦКАД считывают номер авто, его категорию и проводят оплату. Если нет транспондера, можно зайти на сайт «Автодора», ввести номер авто и увидеть, сколько надо заплатить. Если транспондер есть, проезд по ЦКАД будет со скидкой — история поездок также автоматически отобразится в личном кабинете «Автодора».
Изначальной задачей проекта ЦКАД было разгрузить московскую кольцевую от грузовых потоков. И, по оценке вице-премьера Марата Хуснуллина, после открытия первых участков новой трассы аварийность на МКАД снизилась на 15%.
При этом ЦКАД — известный долгострой, который пережил все: срывы сроков, рост сметы, экологические скандалы, уголовные дела. Поначалу стоимость дороги оценивалась в 300 млрд рублей, строительство хотели начать в 2011 году, а завершить — в 2014-м. В итоге начали работу тогда, когда пора было заканчивать, а последний участок запустили спустя семь лет. Следователи находили масштабные нарушения при строительстве и массовые хищения. Издержки, по оценке СК, обошлись в 2 млрд рублей. А из-за сорванных сроков проект подорожал на 20 млрд, вспоминает директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин:
Те, кто проехался по ЦКАД, говорят, что трасса пока сырая — инфраструктуры мало, в том числе и заправок. Но те же проблемы были на платной М11 Москва — Петербург. Что касается стоимости проезда по ЦКАД — она на каждом участке разная и зависит от типа авто. В среднем, водители на легковушках за один километр пути заплатят от 2,5 до 5 рублей, водители грузовиков — от 7 до 15 рублей. А штраф за неоплату проезда составит 2,5 тысячи рублей для легковых авто и 5,5 тысячи — для грузовиков.
На открытии заключительного участка ЦКАД обсудили и трассу М12 Москва — Казань — Екатеринбург. По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, постепенное ее открытие начнется в 2022 году, основная часть будет доступна в 2023-м. При этом к 2024 году трасса М12 может быть продлена до Тюмени и Челябинска. Придется построить еще 600 километров дороги, отметил Хуснуллин.