Дорожные камеры начали штрафовать за выключенные фары. Эксперимент пока проводится в Нижнем Новгороде, выяснила газета «Коммерсантъ». В городе за месяц выписано более 7 тысяч подобных штрафов.

Ранее СМИ сообщали, что эксперимент идет в 12 регионах, в том числе в Москве, но в МВД это отрицают. А вот в Нижнем Новгороде система камер обучается на основе нейросети: разработчики говорят, что принцип действия такой же, как при распознавании номерных знаков. Причем процент обжалований по новым штрафам пока мизерный, говорит участник рабочей группы по разработке ГОСТов на комплексы автофиксации Григорий Шухман.

— Как заявляют, в Нижнем Новгороде 48 отмененных штрафов и 7 тысяч, это где-то 0,6%. В остальных регионах заявлено, что в некоторых уже техническая готовность есть, но нет еще команды включить этот режим.

— Есть смысл в эксперименте именно в городе, где и так, как правило, нормальное освещение дорог? Может быть, имеет смысл его перенести на загородные трассы?

— За городом обозначать машину днем необходимо для встречки, чтобы было заранее видно, что навстречу идет машина. А в городе это в первую очередь важно для пешеходов, потому что у пешехода глаз может потеряться в потоке, а когда машина обозначена фарами, опыт показывает, что безопасность повышается, снижается вероятность дорожно-транспортных происшествий.

Фары и дневные ходовые огни в данном случае заменяют друг друга — достаточно включить что-то одно, говорят эксперты. Впрочем, камеры не всегда могут определить, что фары включены, тем более при дневном свете. Эксперты опасаются множества неправомерных штрафов, которые пойдут обжаловать не все — наказание за выключенные фары сейчас составляет 500 рублей, его можно оплатить со скидкой в 50%.

Также есть опасность того, что электроника автомобиля не сработает и ходовые огни или фары при запуске двигателя не включатся, а значит, придет штраф. Доказать, что была поломка, будет сложно, и вряд ли кто-то будет пытаться это делать, считает автоэксперт Артем Бобцов.

— Лет шесть или даже семь по умолчанию все новые автомобили должны оснащаться дневными ходовыми огнями, просто по техрегламенту и по Кодексу об административных правонарушениях. Невозможно забыть их включить, они загораются вместе с запуском двигателя. При этом зачастую эти дневные ходовые огни — это маленькие диодные полоски, которые в реальности камера как фару распознать не сможет, но при этом они дают достаточно света, чтобы машине быть заметной даже в дневное время суток в солнечную погоду. Возникает вопрос: кого и зачем собираются регулировать с помощью камер, если и так все ездят со светом?

— Возможно ли обжалование, когда электроника не сработала и фара не включилась?

— Да, но мы видим, что есть масса случаев со штрафами, выписанными за соблюдение рядности, например в Москве, когда машина перестраивается, она еще никуда не заехала, ей уже идет штраф. Мы видели штрафы машинам на эвакуаторе, который превысил скорость, это массовая история. Очень часто штрафы сейчас пишут за стоп-линию на светофоре, хотя машина просто могла дальше уехать: она на какое-то время остановилась, камера зафиксировала, машина ничего не нарушила, уехала дальше, штраф получила. К сожалению, в большинстве случаев оспаривать [штрафы] дороже, чем платить, и люди молчаливо платят.

С декабря прошлого года в Москве начали рассылать штрафы за непристегнутый ремень безопасности (1000 рублей) или за разговоры по телефону во время движения (1500 рублей). Их можно оплатить со скидкой в 50%. По данным МВД на середину июля, в Москве выписано 52,5 тысячи штрафов за непристегнутый ремень, за телефон гораздо меньше — 3,5 тысячи штрафов.