Ранее появились сообщения, что жителей многоквартирных домов могут лишить права выбирать управляющую компанию. Это вызвало живую реакцию представителей ТСЖ и коммунальщиков, которые обратились в редакцию Business FM. Что стало поводом для их тревоги? И действительно ли жильцы в будущем не смогут сами выбирать УК?

Ирина — председатель ТСЖ одного из домов в московском районе Раменки. Она обратилась в редакцию, когда узнала об идее создать региональных операторов для отбора управляющих компаний. Женщина рассказывает, что с большим трудом в доме было создано товарищество собственников жилья. Зато сейчас все довольны: деньги аккумулируются на отдельном счете, заключен договор с эксплуатирующей компанией, средства на капремонт копятся, жалоб от жильцов нет. А сейчас появились публикации, что граждан, возможно, лишат права выбора УК. И поэтому ТСЖ Ирины опасается, что товарищество отстранят от управления домом:

«Я не понимаю, зачем вмешиваться в работающую систему, которая хорошо себя зарекомендовала? И наоборот, я считаю, что нужно помогать жителям и тем домам, которые испытывают сложности, например, с заменой управляющих компаний. И, конечно, мы в полном ужасе от этих идей. Конечно, то, что мы говорим про антимонопольное законодательство, по факту все это только слова, потому что уже ввели регионального оператора по вывозу мусора и теперь еще идея про регионального оператора управления».

Страхи возникли после сообщения «Известий» со ссылкой на Торгово-промышленную палату. Точнее, на ее отзыв на проект стратегии Минстроя развития строительной отрасли и ЖКХ. В деловом объединении, по данным СМИ, предполагают, что после создания региональных операторов именно они будут решать, кто сможет управлять тем или иным домом.

В то же время, в стратегии не написано, что жители и ТСЖ в обозримом будущем лишатся права выбора УК. Там лишь есть предложение об открытых конкурсных процедурах по отбору управляющих организаций. И сказано о модели «регионального оператора по управлению жильем». А чем конкретно будет заниматься этот оператор, не сказано. Возможно, лишь лицензированием УК, а не навязыванием их жильцам. Да и сам проект стратегии — это не закон, и ее пока лишь обсуждают.

Но дело в том, что проблему недобросовестных управдомов действительно нужно решать. И дело не только в грязных подъездах и замусоренных дворах, а еще и в пропавших деньгах.

Бывает, что жильцы исправно платят, а компания, вместо того, чтобы передать средства поставщикам воды, света, тепла и так далее — тратит деньги по своему усмотрению. А потом банкротится, рассказывает представитель ресурсоснабжающей организации из Екатеринбурга Антон. Он тоже обратился в редакцию после публикаций о региональных операторах.

«Не всегда они используют средства по назначению. Иначе почему у них возникает задолженность перед ресурсоснабжающими организациями. Копится, копится до тех пор, пока они не обанкротятся. После того, как они обанкротятся, возникают новые управляющие компании, которые могут впоследствии также обанкротиться, принимая платежи от граждан».

При этом поменять управляющую компанию сложно. Обычно все упирается в кворум. Чтобы сменить УК, нужно не менее половины голосов жильцов плюс еще один голос. Собрать всех собственников часто не получается. А нередко жильцы постфактум узнают, что у них новая УК. И они за нее даже проголосовали, правда, подписи чужие (так называемое коммунальное рейдерство). И если региональные операторы будут решать такие проблемы — это одно дело. А если по своему усмотрению выбирать, кто будет управлять домом — другое. Тем более, что права ТСЖ прописаны в Жилищном кодексе. Значит, может наступить правовой нигилизм. Либо же придется переписывать закон. Чего и опасается председатель московского ТСЖ Ирина.