Евросоюз и Польша не могут прийти к соглашению о «правовом государстве». Напряженность между ними нарастает с момента прихода в 2015 году к власти партии «Право и Справедливость» (PiS). Но если ранее это касалось отдельных моментов — спорной реформы судебной системы (некоторые политики заговорили о ее разрушении), нарастающего давления на независимую прессу, ужесточения законодательства об абортах, — то теперь речь идет о принципиальном вопросе.

7 октября Конституционный суд Польши принял решение о том, что национальное законодательство страны имеет приоритет над законами Евросоюза. Среди европейских политиков этот вердикт вызвал настоящий шок, поясняет заведующий отделом страновых исследований института Европы РАН Владислав Белов:

Владислав Белов заведующий отделом страновых исследований института Европы РАН «Речь идет о независимости. О независимости судебной системы как отдельной ветви власти. Поляки, ведь, говорят, что мы, якобы, признали правильность создания некой дисциплинарной палаты, которую критикуют в Брюсселе, что есть опасность давления на судей, которые могут принимать решение в угоду исполнительной или законодательной власти. В этом весь спор. Но вот Варшава уперлась в этом: «Имеем право». На что Брюссель отвечает, что есть нормы демократические, которые нельзя нарушать. Спекуляции относительно выхода Польши из Евросоюза, я думаю, останутся спекуляциями».

Ранее европейские политики неоднократно высказывались по поводу эрозии европейских принципов, которая наблюдается в Польше и Венгрии. Некоторые из них сетовали на то, что в Лиссабонском договоре фактически отсутствуют механизмы, чтобы этому эффективно противостоять, так как когда его подписывали в 2007 году никто не предполагал, что может сложиться подобная ситуация. При этом Еврокомиссия явно не хочет идти на обострение, но и так сказать «поступиться принципами» она тоже не может, говорит доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули:

Александр Тэвдой-Бурмули доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО «Варшава объявила, что польское право выше европейского. И предложила пересмотреть основополагающие договоры. Это еще не обнуление самого права целиком. Европейский союз, в принципе, основан именно на верховенстве европейского права, и это его базовая норма, от которой Комиссия не может отойти никогда, — именно позиция о верховенстве права ЕС. И поэтому в критическом случае будет идти речь об отключении стран, которые не признают базовый нормативный режим ЕС, от европейских ресурсов».

В отличие от многих стран ЕС, на протяжении почти что 20 лет экономика Польши демонстрирует стабильный рост. Он продолжался даже во время общеевропейской рецессии 2007 года. В стране низкий уровень госдолга, а безработица находится почти что на техническом уровне. Все это позволяет польским политикам проявлять все больше независимости по отношению к Европе.