В России предложили ввести штраф за задержку регулярных рейсов. Его авиакомпании должны выплатить государству
Ужесточение наказания для перевозчиков предусмотрено в новой редакции КоАП. В 2021 году выросло число задержек рейсов, авиакомпании нарушали права пассажиров. Почему платить предложено не им и что исправят штрафы?
Читать на полной версииЗа задержку регулярных рейсов авиакомпании должны платить государству. Так считают в Генпрокуратуре и Минтрансе. Ужесточение наказания для перевозчиков предусмотрено в новой редакции КоАП, рассказал газете «Известия» представитель надзорного ведомства Михаил Яненко. Он отметил, что в 2021 году выросло число задержек рейсов, в ряде случаев авиакомпании нарушали права пассажиров. Среди причин задержек Яценко назвал: позднее прибытие самолета в аэропорт, техническую неисправность, отсутствие резервных бортов и метеоусловия. Комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
По данным издания, ответственность авиакомпаний за задержку рейсов планируется закрепить по аналогии со статьей КоАП «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии». По этой статье наказание для юрлиц — до 200 тысяч рублей или приостановка деятельности на три месяца.
Запретить авиакомпании летать на такой период практически невозможно, учитывая глубину бронирования билетов, маршрутную сеть и так далее, считает ряд экспертов. Штрафы, если они будут маленькими, тоже не исправят ситуацию, говорит авиаюрист Алексей Елтунов:
— Будет своеобразное задвоение, поскольку на сегодняшний день в Воздушном кодексе есть ответственность авиаперевозчика непосредственно перед пассажиром. Если авиаперевозчик задержал рейс, то он обязан оплатить по требованию пассажира определенную сумму за не качественно оказанную услугу. Помимо этого еще есть федеральный закон о защите потребителей, по которому пассажир может потребовать компенсацию. Будет задвоение в том, что государство будет штрафовать авиакомпании, пассажиры будут предъявлять свои претензии. Как сложится правоприменительная практика в этом направлении и как это повлияет на дисциплинированность авиакомпаний, предположить сложно. Но как все эксперты говорят, скорее всего, это повлияет на цену авиабилета, потому что авиакомпании 100% будут перестраховываться.
— Согласно документу, планируется закрепить специальную ответственность авиакомпании за задержку рейсов на регулярных маршрутах, и по этой статье за грубое нарушение предусмотрен штраф 200 тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток. Как вам эти меры?
— Если все-таки будет действовать приостановка деятельности, то это будет действенная мера, а штрафные санкции в размере 100 тысяч или 200 тысяч рублей для авиакомпании это не такие деньги. По американскому опыту, у них была градация в зависимости от типа воздушного судна, массы и так далее, и штрафы были у них существенные.
Сейчас при задержке внутреннего рейса пассажир может взыскать с авиакомпании за каждый час просрочки 25% от базовой суммы МРОТ, которая составляет 100 рублей. В случае обстоятельств непреодолимой силы, например, нелетной погоде или ситуаций, не зависящих от перевозчика, авиакомпания пассажиру ничего не заплатит.