«Ведомости»: некоторые виды вина могут исчезнуть с полок магазинов в январе
Это связано с новыми правилами маркировки спиртного. Насколько серьезна проблема и что будет с вином, которое уже продается в магазинах, в начале 2022-го?
Читать на полной версииС начала года из магазинов могут резко исчезнуть некоторые виды вин. Об этом сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на участников рынка. По их прогнозам, ситуация осложнится после 31 декабря из-за окончания действия моратория на новые правила маркировки алкогольной продукции.
Соответствующие изменения в федеральный закон «О государственном регулировании алкогольной продукции» были приняты в июле, но их исполнение приостановили до конца года. В Минсельхозе сказали изданию, что продление моратория не планируется.
Согласно документу, часть напитков, которые ранее маркировались как «столовое вино» или «ликерное вино», должны обозначаться: «вино» и «крепленое (ликерное) вино».
Кроме этого, на этикетке импортного вина вместо надписи «с защищенным географическим указанием» необходимо указание географических обозначений, принятых в стране происхождения напитка.
Между тем у импортеров до сих пор нет четкого понимания, как работать с наступлением нового года и что будет с тем вином, которое уже продается в магазинах? Говорит исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин:
— Честно сказать, сейчас нет единого понимания, что будет происходить. Потому что ФЗ, в который внесли изменения, поменял правила маркировки продукции, в том числе импортной продукции. То есть если раньше там было написано «вино, защищенное географическим наименованием», то сейчас эта надпись для России будет доступна только для вин российского производства, а импортные вина надо будет маркировать по-другому. Там будет написано: вино сухое, место происхождения винограда — регион такой-то. Очень приблизительно говорю. Есть еще такой открытый вопрос, о чем многие торговцы тоже говорят, и как бы он не очень понятен рынку — что будет дальше с теми винами, которые были ввезены ранее и маркированы по старым нормативам? То есть можно ли будет эти вина продавать или нельзя? Мы исходим из того, что можно, потому что вино надлежащим образом получило таможенное оформление, соответственно, у него есть все документы, оно есть в ЕГАИС и так далее. Но как это будет трактоваться проверяющими органами в каждом конкретном случае, какие будут инициативы на местах, конечно, вызывает опасения.
— Каким вы видите выход из сложившейся ситуации и каким видит его рынок?
— Изначально проблема была в том, что когда ввели закон, его вводили достаточно быстро, то есть одна Дума уходила, другая Дума должна была избираться, и поторопились, не было введено переходного периода. Потом это было исправлено тем, что ввели мораторий. По-хорошему сейчас бы, наверное, надо продлить мораторий, потому что не все моменты ясны.
В свою очередь, ретейлеры не ожидают дефицита вин после Нового года. «Крупнейшие торговые сети заблаговременно начали работать с ассортиментом, чтобы исключить поставки продукции с маркировкой, не соответствующей требованиям федерального закона», — объясняют в Ассоциации компаний розничной торговли.
Несмотря на спорность ситуации, партнер агентства винного консалтинга Double Magnum Андрей Григорьев считает, что у импортеров было достаточно времени, чтобы подготовиться к новой маркировке:
Андрей Григорьев партнер агентства винного консалтинга Double Magnum «С одной стороны какие-то позиции могут исчезнуть с полок из-за формального несоответствия требованиям закона. Ну, как исчезнуть? На время, чтобы производителям сделать новую партию с корректной маркировкой, по требованию, чтобы маркировка делалась по-другому с защищенным географическим указанием. Или, например, чисто формальные названия: столовые, не столовые, а просто вино. То есть временные перебои по отдельным категориям вина, возможно, могут достичь объема в пределах 10-20%, но это не тотальный запрет, это требование переделать этикетку, документы о поставке. Это проблема, которая решается для новой партии почти моментально, а старую партию производитель может забрать. Переклеивать этикетки, это, конечно, не выход, для каких-то маркетинговых целей возможно использовать. Другое дело, что, как всегда, это не очень приятный, комфортный момент для рынка, который вроде бы начал стабильно развиваться. С одной стороны, российские законодатели в очередной раз думают о вечном, а о том, как люди работают, не думают. Это нормальный, качественный продукт, информация никаким образом не вводит потребителя в заблуждение, ничего страшного, если бы эти вина торговались до того момента, как они закончатся. Просто надо было оговорить, что, например, с 1 января поставка новых партий запрещается, а то, что уже поставлено в торговые сети, он может допродавать. С другой стороны, производители, виноторговцы, дистрибьюторы знали про закон».
Business FM направила запрос с просьбой разъяснить ситуацию в Минсельхоз. На момент публикации материала ответ не получила.