Итоги года на рынке розничного страхования. О том, что будет с ОСАГО и каско в ближайшем будущем, а также о страховании имущества и цифровизации в интервью рассказал заместитель генерального директора по розничному бизнесу СПАО «Ингосстрах» Алексей Власов.

Поговорим об итогах года на рынке розничного страхования. В 2021 году мы продолжили борьбу с коронавирусом, период снова был непростым. Каким рынок подошел к концу года? Как оцениваете активность?
Алексей Власов: Для «Ингосстраха» этот год был очень удачным в рознице. Мы хорошо выросли и практически на 15 млрд превышаем тот объем премий, который собрали в 2020 году. Основной драйвер роста у нас — страхование каско, мы здесь подросли на 26%, а рынок вырос на 20%. Рынок ипотеки динамично развивался, и он продолжает расти уже несколько последних лет. В общем, все достаточно стабильно. Рынок ОСАГО стабильно показывает не такой высокий рост — всего 5% в год, но это ожидаемый результат. Это основной продукт для розничного страхования.
Какие нововведения можно ожидать на рынке ОСАГО? Готовится новый этап либерализации, активно обсуждается создание перестраховочного пула. Чего ждать от рынка ОСАГО вам — как бизнесу и нам — как вашим клиентам?
Алексей Власов: Мы ожидаем прежде всего продолжения движения по карте либерализации, сейчас активно обсуждаются изменения в закон об ОСАГО, но, на самом деле, они не только касаются либерализации тарифа, они касаются и изменения различных практик. Не секрет, что не только клиенты иногда ведут себя некорректно по отношению к страховщикам, но и страховщики по отношению к клиенту. Поэтому буквально недавно мы собирались для того, чтобы обсудить инновации, которые должны пресечь подобные практики и улучшить восприятие клиентами этого продукта.
Мы ожидаем, что будет изменен коридор по тарифу. На самом деле клиентам не стоит этого опасаться. Обычно, когда мы начинаем заводить разговор о расширении тарифного коридора, появляются активисты, которые достаточно громко говорят о том, что страховщики хотят заработать больше денег. На самом деле речь идет не о повышении среднего тарифа, а о повышении уровня диверсификации тарифа. «Хорошие» клиенты получат ставку меньше за счет расширения тарифного коридора вниз, а те клиенты, которые «убыточные», соответственно, — увеличение процентов. И, таким образом, тариф будет более справедливым по отношению к практически 85% клиентов.
Давайте тогда перейдем к следующей отрасли — к страхованию имущества. Известно, что в течение нескольких лет этот сегмент отличается стабильным ростом на уровне 10-15%. Это в России. Но при этом от уровня проникновения в США и Европе мы, конечно, сильно отстаем. Как вам кажется, этот рынок у нас будет развиваться дальше? И если да, то какими темпами?
Алексей Власов: Наверное, говорить о том, что популярность этого вида повышается, я бы не стал. Но практически у всех страховщиков, активно работающих в рознице, стоит задача так или иначе этот вид страхования развивать. У него есть два крупных сегмента — это страхование строений и страхование квартир. Если по отдельно стоящим строениям проникновение страхования достаточно высокое, то по квартирам оно очень низкое. И задача практически любого страховщика, с которым мы общались на эту тему, — довести до клиента необходимость страхования своего имущества.
А ипотечный бум не сыграл на руку?
Алексей Власов: Да, но надо учитывать, что в рамках ипотеки клиент страхует несущие конструкции. На самом деле, это очень невысокий риск и очень небольшая сумма премий. Собственно говоря, здесь получить уровень клиентского сервиса практически нереально. То есть клиент может его получить только в ситуации, когда произошло какое-то катастрофическое событие. В принципе, именно к этому конкретному риску отношение скорее как к навязанной услуге, потому что в основном это все действительно связано именно с ипотекой. Мы попытались эту ситуацию немножко расшевелить, у нас есть кросс-продукт, который позволяет страховать имущество и отделку, но надо сказать, что активным спросом он не пользуется. Мы это видим и на примере нашего сайта и мобильного приложения, и на примере фронтального канала. Поэтому в страховании строений мы в основном рассчитываем на агентскую сеть. Ну и если мы говорим о страховании квартир, то больше надежд возлагаем на государственные программы. В каком смысле: вышел закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций, и это хорошая почва для того, чтобы начать разговоры с региональными властями о формировании программы, похожей на ту, которая действовала 20 лет в Москве. На фоне того, что практически все возможные клиенты попадают в базу данных и мы имеем возможность до них достучаться, мы считаем, что это может быть хорошим стимулом для того, чтобы развивать страхование не столько строений, сколько страхование квартир.
Давайте поговорим о цифровизации. За последние два ковидных года все стало переходить в диджитал. Насколько мне известно, «Ингосстрах» этот процесс начал еще до пандемии. Интересно, до какого уровня вы оцифровали розницу сейчас? И какие планы на будущее?
Алексей Власов: В 2022 году мы ожидаем, что рынок каско вырастет примерно на 3%. Рынок ОСАГО — на 5%. Чуть сильнее будет расти рынок ипотеки и рынок имущественного страхования. Наша цель — сохранить лидерство в тех сегментах, в которых мы уже таковыми являемся. Мы, конечно же, продолжим тренд на цифровизацию, выпустим несколько новых продуктов, несколько совершенно новых сервисов по страхованию. И мы надеемся, что это будет позитивно воспринято нашими клиентами. Ну и конечно, мы будем строить все свои процессы и новые продукты вокруг клиента. Продолжим следовать концепции клиентоцентричности, запустим новые сервисы, продолжим цифровизацию бизнес-процессов. Конечно, мы будем работать над программой лояльности, которая уже действует у нас, будем расширять спектр партнеров и приближать услуги, которые интересны нашим клиентам.