ВТБ предложил замораживать подозрительные переводы
Как мошенникам удается обмануть собеседников по телефону и вывести полученные деньги со счетов? Какие еще меры могли бы быть эффективны против них?
Читать на полной версииОбновлено в 13:03
ВТБ предлагает законодательно наделить банки правом замораживать на месяц подозрительные переводы на счета, с которых мошенники выводят деньги, пишет Forbes. О такой инициативе заявил зампред правления ВТБ Анатолий Печатников.
По мнению кредитной организации, это повысит степень защиты россиян от телефонных атак с подменных номеров и усилит борьбу с так называемыми дропперами. Это физические или юридические лица, через которые выводят деньги со счетов граждан.
В банке сообщили, что аферистам, которые звонят по телефону клиентам, удается обмануть собеседника, имитируя звонок от госструктур. При этом преступники используют подменный виртуальный номер. Нужно ли замораживать переводы, которые могут быть абсолютно легальными? Мнение заместителя гендиректора компании Zecurion Александра Ковалева:
Александр Ковалев заместитель гендиректора компании Zecurion «Эта инициатива, если никаких перегибов не будет, во благо. Вопрос, как это будет исполняться. Как кто-то сторонний, не член семьи, не очень заинтересованный будет убеждать человека, который введен в заблуждение, переводит деньги и считает, что он правильно делает. Он решил, что ему надо, деньги у него крадут или какие там есть сейчас самые популярные объяснения. Его достаточно трудно будет переубедить чужому человеку. И вообще понять, разобраться, действительно это «хороший» или «плохой» перевод. Потому что много «хороших» переводов тоже будут страдать из-за этого».
В банке также сообщили, что с прошлого апреля запустили сбор обращений клиентов о звонках мошенников. И за неполный год собрали информацию почти по 1,5 млн номеров. В ВТБ предлагают ввести новые законодательные инициативы, чтобы у организаций была возможность замораживать переводы. Идею комментирует владелец IT-legal компании «Катков и партнеры» Павел Катков:
Сегодня у кредитных организаций нет права остановить вывод денег со счета в другой банк. Это невозможно, даже если счет «дроппера» уже заблокирован. Такие переводы можно заморозить лишь по решению суда. И, с одной стороны, это затрудняет остановку транзакции в случае хищения денег. А с другой — избавляет от риска, что любые операции, так называемые p2p, то есть между обычными людьми, могут быть заблокированы.
ВТБ, Росбанк и Почта банк пожаловались на сотовых операторов и провайдеров, поскольку количество звонков мошенников с подменных номеров не снизилось. По мнению банков, операторы и провайдеры игнорируют новые требования закона «О связи», которые вступили в силу 1 декабря 2021 года. Согласно этим требованиям, они должны блокировать звонки, идущие в Россию из-за рубежа с городских подменных номеров.
Когда мошенники звонят с подменных номеров, человек видит на экране не незнакомый номер, а номер его банка. В такой ситуации преступникам гораздо проще выдать себя за банковского служащего. Обоснованны ли претензии банков к операторам и кто должен решать проблему звонков с подменных номеров? Рассказывает генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев:
Изначально услугу подмены номеров операторы предоставляли официально. Логика была в том, что московский городской номер вызывает у клиентов больше доверия и подчеркивает солидность компании. Такая услуга оказалась очень удобной для мошенников. Сейчас крупные операторы услугу подменных номеров не предоставляют и заявляют о том, что работают над решением проблемы.
Мошенники используют интернет-телефонию и попадают в российскую телефонную сеть благодаря недобросовестным операторам. Часто такие звонки проходят через нескольких операторов и шифруются под звонки из России. Поэтому крупным игрокам бывает сложно их отследить.