В Минпромторге не обсуждают вопрос о фиксировании цен на рыбу
Ведомство опровергло информацию в «Коммерсанте» об этом. По мнению эксперта, в рыбной отрасли у потребителя есть альтернатива, из-за эмбарго США и проблем с логистикой российский рынок будет заполнен, а цены стабилизируются
Читать на полной версииМинпромторг опроверг проработку вопроса о фиксации цен на рыбу. Ранее «Коммерсантъ» писал, что в Росрыболовстве обсуждается идея заморозить стоимость рыбной продукции в рознице. По данным издания, об этом глава организации заявил накануне на совещании с полпредом президента по Дальневосточному федеральному округу Юрией Трутневым. Предполагалось, что механизм будет схожим с тем, что применялся для сдерживания роста цен на сахар и подсолнечное масло в 2020 году.
Но рыба не сахар, у потребителя есть альтернатива, говорит председатель совета директоров РИА Fishnews Эдуард Климов. К тому же из-за эмбарго США и проблем с логистикой российский рынок будет заполнен, а цены выровняются:
— В данных условиях это странная ситуация. Потому что если мы говорим о сельском хозяйстве, оно сильно дотируемое из бюджета, а в рыбной отрасли за последние два года изъято порядка 250 млрд рублей — это деньги, которые рыбаки по требованию государства заплатили за крабовые аукционы, за строительство судов, за воду. Из отрасли наоборот изъяты большие деньги. Сахар растет фиксировано. Ясно, где он есть, какие объемы, а рыба — это биология, это немного другое. Зафиксировать биологию сложно, мне кажется. Если у бабушки будет возможность взять курицу, а не рыбу, она возьмет курицу, потому что курица все равно будет дешевле. Все-таки сейчас идет главная минтаевая путина до апреля, но в массе своей эта рыба не шла на российский рынок. Она шла в Европу, на переработку в Китай, в Америку. Я думаю, цена не будет расти по причине того, что какие-то потоки, в связи с тем, что все закрыто, отправятся в Россию, и я не думаю, что это будет легко продать.
— Почему?
— Потому что мы — страна рыбоедов, мы не едим минтай.
По данным Росрыболовства, в январе экспорт рыбы увеличился на 65% по сравнению с прошлым годом. С середины марта, пишет «Коммерсантъ», поставки рыбы с Дальнего Востока в центр России выросли в полтора раза.
При этом цены в магазинах увеличились пропорционально доллару, потому что изначальный расчет был на продажу этой продукции за границей, говорит основатель рыбных магазинов «Курильский Берег СПб» Алексей Рудько:
— Есть две проблемы в России. Одна из них — это то, что какие-то виды рыб и морепродуктов не водятся, они есть в Индии, во Вьетнаме, а российская рыба почти вся завязана на экспорт. С Дальнего Востока все уходит на Азию, на Китай, Японию, очень много едят рыбы. С Мурманска все уходит на Европу. На экспорт всегда уходила самая лучшая. То, что оставалось на рынке, это так уже. Например, экспортной трески не купить, потому что в связи с выросшим курсом евро производители, рыбопереработчики, рыбодобытчики, перестали ее вообще продавать, потому что им невыгодно. Она стоила 800 рублей, допустим, это 10 евро, а потом евро стал 140, она стала стоить 1,4 тысячи рублей, продавать за 800 рублей, когда это уже не 10 евро, а 6. Есть два пути: или увеличение пошлин и налогов на экспорт продукции, и стоимость на экспорте продукции увеличивается, тогда часть продукции уже выгодней будет оставлять в России. Или второй вариант — зафиксировать цену, которая должна быть для отечественных потребителей.
— Рыба же — это не товар первой необходимости.
— Я так не считаю. Рыба такой же продукт, возможно, наиболее полезный, нежели мясо и куры, потому что по большому счету рыба на сегодняшний день — один из немногих видов продукции, которая дикая. Допустим, треска, все виды дальневосточных рыб — это дикая рыба. А если мы возьмем мясо, кур — это же все уже выращенное на кормах, на антибиотиках и так далее. Поэтому наоборот надо продвигать, в России столько возможностей.
Накануне Росстат опубликовал новый отчет по росту цен в рознице. За три недели после введения санкций стоимость товаров в России выросла более чем на 6%. По сравнению с первыми неделями под санкциями, на третьей, с 12 по 18 марта, рост цен замедлился и опустился ниже 2%.