Российские производители продуктов опасаются, что Москва примет зеркальные меры в ответ на санкции ЕС и запретит въезд в страну европейских фур с пищевыми ингредиентами, сообщил «Коммерсантъ».

Письмо с обращением к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой не вводить ограничения подписали представители восьми ассоциаций, в том числе Ассоциация производителей пива, «Союзмолоко», «Руспродсоюз» и «Союзнапитки».

По словам участников рынка, в случае запрета на въезд грузовиков из ЕС пищевая отрасль окончательно останется без импортных ингредиентов, которые пока не попали под запрет. Продолжит президент «Союзнапитков» Максим Новиков.

— Ответа правительства пока нет, мы ожидаем ответ в течение нескольких дней, индустрия напитков является крайне импортозависимой, в том числе по естественным климатическим причинам. Апельсины у нас не растут. Вы можете ответить сами как потребитель, является ли для вас альтернативой апельсиновому соку виноградный сок. Наверное, не совсем, нужно будет какое-то время, чтобы к этому привыкнуть. И если мы хотим сохранить привычную для нас торговую матрицу, еще и по текущим ценам, то, конечно же, нужно оставлять каналы поставок. Импортозависимость у нас крайне высокая, она по отдельным группам товаров доходит до 80%. По безалкогольным напиткам ситуация схожая, да, у нас есть отдельно ингредиенты, которые изготавливаются на территории России, но это крайне малая доля. Еще не разрешен кризис по лимонной кислоте, к сожалению, у нас на территории России она не производится вообще.

— А что насчет стран Африки, Ближнего Востока?

— Ингредиенты там есть, но не все того качества, которое нам нужно. Если мы понимаем, что мы имеем налаженный логистический канал, то после его прерывания нам нужно 9-12 месяцев для того, чтобы переналадить это с другого направления. И сказать так, что мы покупали апельсины в Испании, а теперь будем покупать апельсины в Марокко, однозначно нельзя. Во-первых, потому что кто сказал, что в Марокко есть лимиты для того, чтобы нам их продать? Плюс сама логистика другая, в некоторых местах есть бутылочное горлышко, ограниченное пропускной способностью отдельных таможенных переходов.

Россия не будет избирательной, и, если она все-таки запретит въезд фур из ЕС, пострадает не только пищевая отрасль, но и огромное количество других, говорит гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло.

— Когда закрыли небо над Европой, ответным было закрытие неба над Россией и закрытие вообще всей территории для транзитных полетов, хотя понятное дело, что мы получали немалые деньги за транзит перелетов над нашей страной. Тут сейчас больше говорит не экономика, а политика. По сути дела, европейцы тоже не совсем корректны.

— Что еще больше всего пострадает?

— Огромное количество и огромная номенклатура грузов, от конфет до ракет. Вот смотрите, пластик, пластиковые изделия, стройка, строительные материалы, машинное оборудование, запчасти, погрузочная техника, химические всякие элементы. Огромный пласт товарных номенклатур уже отсечен самими европейцами, не все еще, остались какие-то товары, группы товаров. Если мы сейчас, скажем так, ответим зеркально, конечно же, те оставшиеся товары, которые еще возможно ввозить, подпадут ну под эти ограничения. У нас сейчас остались еще возможности, некоторые российские компании, крупные операторы предлагают поиск, но пока только в Италии.

По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова журналистам, по поводу контрсанкций ответа стоит ждать от правительства, а Россия будет принимать только те меры, которые соответствуют ее внутренним интересам.

Ранее Белоруссия запретила пропускать грузовой транспорт из ЕС, он может въезжать только на специальные пункты, где товары будут перегружаться на белорусские и российские фуры.