С какого класса преподавать историю в школе? Комментарий Георгия Бовта
По мнению политолога, в обучении истории в школе главное — не свести ее преподавание к выхолощенным догмам и красивой отчетности. Но смогут ли учителя объяснить всю сложность исторических процессов семи-десятилетним детям?
Читать на полной версииМинистр просвещения России Сергей Кравцов заявил, что в школах будут преподавать историю с первого класса. «Мы сделаем все, чтобы сохранялась историческая память. Мной принято решение, что историческое образование начнется в школах с первого класса», — сказал он и добавил, что министерство не допустит, чтобы при изучении отечественной истории «как-то по-плохому относились» к народам Белоруссии и Украины. Сейчас школьники начинают учить этот предмет с пятого класса.
Ранее Кравцов предложил начинать неделю в школах с подъема флага под гимн России. Чуть позже Кравцов уточнил суть своего заявления, сказав, что речь идет не об уроках истории, а об историческом просвещении в рамках предмета «Окружающий мир». Вводить уроки истории в школе с первого класса в России все же не планируется. «История изучается, она будет изучаться с пятого класса, но уже с начальной школы можно обсуждать в рамках предмета «Окружающий мир» историю своей семьи, своего края, своего региона, малой родины. Посещать музеи, выставки — это можно делать будет в рамках внеурочной, внеклассной деятельности», — сказал глава Минпросвещения. Что же будут преподавать в начальной школе?
Какие-то элементы исторического просвещения в начальной школе есть уже сейчас. В рамках предмета «Окружающий мир». Там с первого по третий класс дается базовая информация о народах, населяющих Россию, о территории нашей страны, странах-соседях. Затем в четвертом классе дается некое введение в мировую и российскую историю и основы обществознания. И лишь с пятого класса история становится отдельным предметом, ее продолжают преподавать до окончания школы. При этом история остается необязательным предметом на ЕГЭ, ее сдают по выбору. И выбирают ее для сдачи далеко не в первую очередь. Она традиционно уступает более общему обществознанию, биологии, физике и информатике. Хотя разговоры о том, чтобы сделать экзамен в рамках ЕГЭ по истории обязательным, ведутся уже не первый год. Однако Рособрнадзор пока не поддерживает такую идею. Формально потому, что увеличение числа обязательных для сдачи предметов ЕГЭ неизбежно приведет к увеличению нагрузки на учеников, а она и так считается предельной. Ровно то же самое можно, кстати, сказать и о введении отдельного урока истории для первых классов. За счет чего он бы там вводился?
В то же время есть и другая опасность. Она же касается и введения обязательного экзамена по истории в списке ЕГЭ. История как предмет и как наука — она ведь сложна. Это если ее преподавать хорошо, а не начетнически. Был в свое, советское время популярен такой термин — погуглите. Она противоречива, она полна героев, наследие которых трудно вписать в черно-белую картину мира с однозначным знаком плюс или минус. В то же время всякое усиление идеологической составляющей неизбежно приведет не только к примитивизации предмета, но и выхолостит его, сделает неинтересным и в конечном итоге отвратит школьников от глубокого изучения истории родной страны. Не говоря уже о мировом контексте, который так и хочется некоторым переписать от Адама и до Потсдама в угоду текущей политической конъюнктуре.
Так уже было в советской школе, когда подобная примитивная идеологизация привела к воспитанию поколений циников, которые вмиг сменили одну идеологическую обертку на другую, даже не поморщившись. Так было и в царской России, где все вроде бы учили Закон Божий в церковно-приходских школах, а потом, когда грянула революция, пошли громить церкви, сбивать колокола и устраивать там конюшни и склады, а также резать попов.
Нет ничего плохого, разумеется, в том, чтобы начинать историческое просвещение с начальной школы. Это правильно. Но делать это надо не в стилистике преподавания Закона Божьего или его советской версии — научного коммунизма, где каждый шаг влево — шаг вправо приравнивается к опасной ереси. По силам ли такое учителям начальной школы? Которым будет главным отчитаться о правильно проделанной работе по патриотическому воспитанию? Способны ли они отойти от ходульных образов и объяснить детям все сложности и противоречивость нашей многогранной и драматической истории на понятном им уровне? И смогут ли дети в возрасте семи-десяти лет это именно с интересом воспринять?
Конечно, в контексте текущего политического момента многим чиновникам и политикам хочется отметиться по части предложений по усилению «патриотического воспитания», а еще больше — по части искоренения крамолы. Вот уже, к примеру, прозвучали предложения создать некие общественные художественные советы, чтобы отсматривать, а проще говоря, цензурировать произведения и события в мире искусства. Из кого? Из бабок на лавочках при подъездах? Из ветеранов силовых структур? Из тех, кто громче всех кричит «За Родину!», подразумевая при этом свой собственный ручеек финансирования из полноводных бюджетных потоков?
Мы это уже все проходили. В своей недавней истории. В результате превратив то, что подразумевалось идеалами социальной справедливости, в мантру идеологической косности и догматизма. Выхолостив до уровня запредельного цинизма во имя комсомольско-партийной карьеры без страха, упрека и принципов. Впрочем, история, как говорят, учит только тому, что она никого ничему не учит. Но поскольку эта дама по имени Клио сложна характером и полна противоречий, то вывод отсюда надо делать нелинейный: надо историю учить еще лучше. В том числе и в школе, конечно.