Российским рыбакам отказывают в ремонте судов в Европе
С отказами в обслуживании судов столкнулись российские рыбопромышленники, которые ведут добычу в Северном бассейне — в Баренцевом море. Аналогичные проблемы испытывают и рыбаки с Дальнего Востока, которые раньше обслуживали суда в Корее
Читать на полной версииРыбодобывающие компании сообщили о массовых отказах в ремонте судов в европейских портах. Об этом пишет РБК со ссылкой на представителей этих компаний и профильных ассоциаций.
Поскольку отечественные верфи этот флот обслуживать не могут, рыбаки не исключают снижения вылова. По их словам, многие российские суда обслуживаются в странах Европы, так как судоремонтные предприятия должны находиться максимально близко к районам промысла. Поэтому суда Северного и Западного бассейнов содержались в Норвегии, Финляндии, Польши.
Теперь же ряд компаний отказывает в обслуживании российского флота. И причина не в санкциях Евросоюза в отношении России, а в политических взглядах руководства предприятий.
Сложности возникли в последние месяцы. В частности, с отказами в обслуживании судов столкнулись российские рыбопромышленники, которые ведут добычу в Северном бассейне, в том числе в Баренцевом море. Комментирует гендиректор РИА Fishnews Эдуард Климов:
— Промысловое оборудование в массе своей импортное, всегда требуется проводить регламентные работы, проще всего их вести за рубежом было, потому что у нас нет ни мастеров, ни запасных частей. Это влияет на промысел, на качество промысла. Чтобы обслуживать это оборудование, требуются иностранные специалисты, проще прийти туда, там все сделать и отправиться на промысел. Если это касается Дальнего Востока, проще физически прийти с промысла в Корею, отремонтироваться и сразу уйти на промысел. Это просто экономия времени, а время — это деньги.
— Есть возможность техническая переоборудовать верфи?
— Вне всякого сомнения, через какое-то время проблема решена будет. Российские рыбаки выйдут в нужном объеме на промысел, что-то сами придумают, что-то придумают судостроители. Только будет, наверное, дольше, дороже и, возможно, не так качественно. Соответственно, ремонтироваться придется чаще.
— А сейчас кто конкретно отказывал в ремонте, где именно, только в Европе?
— Есть проблемы и с Кореей. Им приходится придерживаться позиции правительства. Проблема же еще с платежами, невозможно рассчитаться, схемы нет, много очень нюансов.
В последние годы более двух третей крупно- и среднетоннажного флота осуществляли плановый и внеплановый ремонт, а также модернизацию на судоремонтных верфях за рубежом, заявили во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников. Именно эти суда обеспечивают большую часть вылова.
Речь идет примерно о 400 наиболее современных и эффективных судах, ремонтировать которые отечественные предприятия не имеют технической возможности. У компаний поменьше пока таких проблем нет, говорит председатель правления некоммерческой организации «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана» Анатолий Евенко:
— Наша ассоциация с этим не сталкивалась. У нас флот небольшой, мы капитальный ремонт пока не делаем, а с косметическим справляемся на местном уровне, на наших частных судоремонтных больше мастерских, чем заводах. В Мурманске у нас была большая судоверфь, сейчас она распалась на ряд маленьких предприятий. Каждая компания специализируется на чем-то, а чтобы именно комплексного, нет такого ремонта. Буквально сегодня мы отправляем одно из наших судов на косметический ремонт на верфи города Архангельска.
— Как быть с капитальным ремонтом, когда время придет? Вы будете куда-то обращаться или справляться своими силами?
— Это больше вопрос к крупным судовладельцам, у нас как такового капитального ремонта практически нет, мы за обновление флота. Полтора года назад мы под инвестквоты построили на нашей, отечественной верфи в Рыбинске новое маленькое современное судно. А крупные суда в Питере строятся, так и ремонт у них там будет, по месту строительства.
Услуги по судоремонту в России в настоящее время осуществляют 57 организаций, сообщили РБК в Росрыболовстве. В ведомстве признают, что с мощностями по судоремонту существуют «определенные сложности». Минпромторг, который курирует отрасль судостроения, в апреле сообщал, что совместно с Минфином прорабатывает вопрос об отмене НДС для ремонта гражданских судов, чтобы поддержать отрасль в условиях санкций.