Один человек погиб и 125 пострадали в ходе протестных акций в Багдаде. Среди них 25 иракских военнослужащих, об этом сообщает телеканал Al-Jazeera. Иракские силовики применили слезоточивый газ против демонстрантов, штурмующих бетонные заграждения вокруг правительственной «зеленой зоны» в Багдаде.

Массовые протесты в стране возобновились на фоне правительственного кризиса. Он продолжается с прошлого октября, когда состоялись досрочные парламентские выборы.

О причинах протестов рассказывает ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Станислав Иванов:

Станислав Иванов ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН «Для политической жизни Ирака — это типичное, что ли, событие. Правительственных кризисов было как минимум 2-3, точно так же месяцами не могли избрать премьер-министра, не могли назначить президента. Точно также шли волнения в «зеленой зоне», правительственной зоне, доходило до нападений на здание парламента. Со дня образования нового демократического Ирака в стране обостряются противоречия и на этнической почве — это между арабами и курдами, условно говоря, ну а самое главное — это между пришедшими к власти арабами-шиитами, которые далеко неоднородны. Подавляющее большинство, наверное, или большинство — это все-таки проирански настроенные, и Иран имеет большое влияние. Но есть национально-патриотические силы, вот типа Ас-Садра, которые говорят: нам не нужны ни США, ни Иран, мы сами по себе. Ну и есть проамериканские. То есть шииты сами по себе неоднородны, но поскольку они составляют большинство, естественно, арабы-сунниты попали в оппозицию. Арабо-суннитское меньшинство, оно хоть и меньшинство, но за ними стоит арабский мир, та же Саудовская Аравия, те же монархи Персидского залива, та же Лига арабских государств. Они тоже пытаются защитить арабов-суннитов, видят там ущемление их прав. Соответственно эти партии, блоки и так далее ведут ожесточенную борьбу. Почему не хватает в парламенте голосов, чтобы избрать нового премьер-министра, президента и так далее? До сих пор, в предыдущих двух парламентских кризисах, когда не могли там по 10 месяцев, чуть ли не по году избрать президента и назначить нового премьер-министра. Курды играли роль посредников. В то время, когда Масуд Барзани был президентом, и между этими блоками курды находили консенсус, уговаривали одну из сторон уступить, и благодаря им — при посредничестве курдов удавалось преодолевать те парламентские кризисы».

Исполняющий обязанности главы кабинета Мустафа аль-Казыми призвал силовиков «защищать правительственные учреждения, но при этом избегать применения силы против демонстрантов». Также он обратился к активистам-шиитам с призывом проводить мирные акции протеста.