American Airlines купит 20 сверхзвуковых самолетов у стартапа
Разработчик Boom Supersonic, помимо скорости перелета, обещает демократичные цены на билеты. Какие подводные камни есть у проекта? И разумно ли вкладываться в него на фоне экономического кризиса?
Читать на полной версииАвиакомпания American Airlines согласилась приобрести 20 сверхзвуковых самолетов у стартапа Boom Supersonic. Изобретатели обещают, что на лайнерах нового поколения можно будет долететь из Майами в Лондон менее чем за пять часов.
Задумку проекта Boom Supersonic можно описать выражением: «Все новое — это хорошо забытое старое». Ведь сверхзвуковой самолет Overture, над которым работает стартап, — это современный «Конкорд». Именно так называлась первая успешная разработка пассажирских гиперзвуковых лайнеров совместного британо-французского производства. Запустили «Конкорды» еще 45 лет назад. Чаще всего они летали по маршруту Париж — Нью-Йорк, развивая скорость 2200 километров в час. В воздухе борт находился всего три часа, что было настоящим прорывом для гражданских авиаперевозчиков того времени. Однако скоро стало понятно, что сверхзвуковые лайнеры экономически невыгодны. И последний полет «Конкорд» совершил в 2003 году.
История «Конкорда» всерьез интересует гендиректора Boom Блейка Шолля. Реализуя свою идею, предприниматель хочет прокачать старую версию сверхзвукового самолета сразу в нескольких аспектах. Первое — это сделать полеты на лайнерах нового поколения доступными для всех людей — билет на «Конкорд» стоил несколько десятков тысяч долларов. Шолль в свою очередь стремится к тому, чтобы рейс в любую точку мира за четыре часа обходился всего в 100 долларов.
Однако с учетом расходов на топливо это едва ли возможно, говорит аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Столь мощный двигатель нужен для того, чтобы долгое время сохранить сверхзвуковую скорость. А это непривычно не только для пассажирских самолетов, но и для военных истребителей. Они разгоняются до 2 тысяч километров в час буквально за пару минут. Кроме того, реактивные лайнеры очень шумят. Из-за этого, кстати, на территории США введен запрет на полеты быстрее скорости звука. Поэтому бортам от Boom придется всякий раз замедляться при подлете к суше, притом что их функционал под это не заточен и на сброс скорости будет уходить дополнительное топливо. Впрочем, его Шолль хочет сделать альтернативным, чтобы не вредить экологии. Да и шуметь бизнесмен обещает поменьше. И его аргументам верят.
Основатель холдинга Virgin Ричард Брэнсон заявил, что купит первые десять сверхзвуковых самолетов Overture, еще в 2016 году. Инвестировала в Boom 10 млн долларов, а также заказала 20 самолетов и японская Japan Airlines. И вот теперь настал черед американского авиаперевозчика. При удачном стечении обстоятельств к 20 уже заказанным American Airlines воздушным судам прибавятся еще 40.
Но не слишком ли рискованно вкладываться в проект, если ты знаешь, что его предшественник прогорел? Комментирует гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:
Александр Ланецкий гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support «Или ты набираешь нужное количество заказов, тогда ты инвестору показываешь, что да, в тебя верят покупатели, твой самолет кому-то нужен, тогда ты получаешь деньги от инвестора и строишь, иначе ничего не будет. Если ты заказов не наберешь, как, допустим, Mitsubishi Regional Jet — они не сумели набрать количество заказов нужных, и они просто закрыли программу. От количества заказов зависит то, как быстро и как успешно самолет будет развиваться. Есть еще несколько компаний, которые разрабатывают сверхзвуковые самолеты. То же самое, как «Конкорд», когда разрабатывался, там было четыре или даже пять программ, так и сейчас есть четыре или пять программ, смотря как считать, и пока Boom самый успешный».
Проект японского конкурента Superjet, о котором говорит Ланецкий, закрылся лишь спустя 13 лет. За это время на него потратили около 10 млрд долларов. Скептики отмечают, что нечто подобное может случиться и с фирмой Шолля. Интересно, что он в своей работе равняется на Илона Маска. Человека, который много чего успел пообещать, но сделал значительно меньше.