Фото: «ЛитРес»

Николай Кукушкин «Хлопок одной ладонью»   Что такое человек? Свой ответ на этот вопрос есть у разных представителей науки. Книга ученого-нейробиолога Николая Кукушкина предлагает посмотреть на человека с самых разных сторон: с позиции прошлого и настоящего, в аспекте Homo Sapiens и других видов жизни на планете. Автор уделяет внимание и такому понятию, как живой организм (что роднит нас со всеми существами), и человеческому виду, от предков докембрийской эпохи до кайнозоя. Наконец существенная часть книги отдана исследованию человеческого сознания, тому самому «я», благодаря которому мы сейчас и читаем этот текст. Грандиозный замысел — и понятные объяснения.

Фото: «ЛитРес»

Фрэнк Вильчек «Основы реальности. 10 фундаментальных принципов устройства Вселенной»   Еще одна книга из серии «как устроено все», на этот раз — об основных идеях современной физики. Если вы когда-нибудь, глядя в ночное небо, задумывались, что такое космос, звезды, насколько широка Галактика и бесконечна Вселенная, эта книга даст ответы на фундаментальные вопросы. Но если мы заглянем в себя, то и здесь есть чем восхититься: в каждом человеке атомов больше, чем звезд в Видимой Вселенной, а наш мозг содержит примерно столько нейронов, сколько звезд в нашей Галактике. Книга Фрэнка Вильчека — о сложных, но бесконечно красиво устроенных понятиях времени и пространства, материи, атомов и энергии.

Фото: «ЛитРес»

Елена Клещенко «ДНК и ее человек»   Генетические исследования набирают популярность не только в среде ученых, но и в обществе далеких от науки людей. Наверняка кто-то среди знакомых уже делал генетические тесты, чтобы выяснить, откуда его далекие предки и каким заболеваниям он или она потенциально подвержены. Генетик Елена Клещенко адресует книгу тем, кто хочет понять, как связаны наша ДНК и наша индивидуальность. Что можно сказать о человеке, имея только образец его ДНК? Может ли ошибаться тест на отцовство? Истории открытий, которые сделали возможным анализ ДНК на современном уровне, не менее занимательны, чем детективные сюжеты. Прочитав эту книгу, вы сможете не только объяснить себе и другим, как устроена ДНК, но и найдете ответы на распространенные вопросы.

Фото: «ЛитРес»

Торилл Корнфельт «Неестественный отбор. Генная инженерия и человек будущего»   Прямо сейчас мы находимся в центре преобразований, которые способны радикально изменить ответ на вопрос, что такое человек. Кого создадут современные генетические исследования: усовершенствованных людей или настоящих монстров? Журналист и писатель Торилл Корнфельт представляет репортаж о том, как сейчас обстоят дела в сфере генетики. Станет ли Китай мировым лидером в области генных технологий? Можно ли с помощью генетики победить рак? И как развитию этой науки способствуют американские биохакеры? Ее книга — рассказ о том, как сама суть человека попала в пробирку и стала частью гигантского эксперимента, результаты которого пока не ясны. Все указывает на то, что генетика прочно войдет в нашу жизнь и ее преобразует. Генетика будет спасать от смерти и облегчать боль, но и породит новые экзистенциальные и этические проблемы.

Фото: «ЛитРес»

Кэт Арни «Мятежная клетка. Рак, эволюция и новая наука о жизни»   Рак — типичная wicked problem, «злая проблема», у которой нет и не может быть (несмотря на надежды многих) простого решения. Нам известно о том, как лечить некоторые виды рака — и весьма успешно. Благодаря скринингам на ранних этапах и своевременной терапии многие пациенты выходят в устойчивую ремиссию и живут полноценной жизнью. Но болезнь может вернуться вновь.   Генетический состав опухолей разнится от человека к человеку, и даже в миниатюрном ландшафте конкретной опухоли встречаются вариации повреждений генома. Каждый вид рака — генетическая мозаика, состоящая из клеточных групп, которые способны нести в себе геномные изменения и становиться из-за этого невосприимчивыми к лечению. И как только рак достигает определенного масштаба и разнообразия, рецидивы болезни делаются неизбежными.   Книга Кэт Арни — современная точка зрения на проблему. Развитие рака автор рассматривает в качестве миниатюрной модели эволюции, когда клетки, накапливая новые мутации, по мере своего роста и распространения подвергаются естественному отбору.

Фото: «ЛитРес»

Билл Салливан «Познакомьтесь с собой. Как гены, микробы и нейроны делают нас теми, кто мы есть»   Какой процент того, что составляет нашу уникальность, включая особенности темперамента, количество энергии, уровень счастья и черты характера, заложен в нас изначально, а на что мы можем повлиять? Плохие новости для любителей все контролировать: добрая половина из вышеперечисленного определяется генами и влиянием окружающей среды.   Автор книги Билл Салливан знакомит читателей с эпигенетикой, которая изучает способы взаимодействия внешнего мира и наших генов. Воздействие на ДНК начинается еще до нашего рождения. Пожизненные изменения в ДНК ребенка могут явиться следствием того, что делала мать во время беременности. Химически может повлиять и никотин, если, например, отец курит. Эпигенетика играет важную роль в вопросах ожирения, депрессии, тревоги, интеллектуальных способностей. Не менее значимо влияют и гены других организмов: триллионы микробов, обитающих в нашем кишечнике, могут воздействовать на нашу тягу к пище, настроение, личные качества.

Фото: «ЛитРес»

Дэниел Либерман «Парадокс упражнений. Научный взгляд на физическую активность, отдых и здоровье»   Все помнят максиму «Движение — жизнь». Однако попробуйте объяснить нашим крестьянским предкам современный образ жизни: мы целыми днями сидим на стуле, а один или несколько раз в неделю отправляемся в специальное место, чтобы заниматься там довольно неестественным тяганием весов или замысловатыми упражнениями на растяжку. А, скажем, беговая дорожка? Изначально корни этого устройства тоже не имели ничего общего с оздоровлением и физической формой. С помощью похожего инструмента поворачивали лебедки и поднимали на высоту тяжелые предметы, а в 1818 году изобретатель Викторианской эпохи Уильям Кьюбитт видоизменил это приспособление и превратил в степпер, который применялся в тюрьмах, чтобы наказывать арестантов и не давать им бездельничать.   Физические упражнения — сплошной парадокс: они целительны, но неестественны для нас, по природе своей бесплатны, но сильно коммерциализированы. Они — источник удовольствия и здоровья, но при этом причиняют неудобство. Кажется, что ты все время делаешь недостаточно: упражнения внушают чувство вины и вызывают комплексы. Дэниел Либерман с эволюционно-антропологических позиций исследует и переосмысляет десятки расхожих мифов о физическом бездействии, активности и упражнениях.

Фото: «ЛитРес»

Ханна Фрай «Hello World. Как быть человеком в эпоху машин»   Большая часть современных машин управляется алгоритмами. Ленты соцсетей и поисковики, спутниковая навигация, программы подбора музыки — все это и многое другое держится на невидимых фрагментах кода, винтиках и шестеренках современных технологий, и в наши дни алгоритмы — это такая же неотъемлемая часть инфраструктуры, как и привычные мосты, дома и фабрики. Алгоритмы работают в больницах, залах судебных заседаний и автомобилях. Они используются в полиции, супермаркетах и на киностудиях. Они знают, что мы любим и что ненавидим, диктуют нам, что смотреть, что читать и с кем встречаться. И при этом они обладают тайной властью, вынуждая нас исподволь, почти незаметно для себя менять представления о том, что значит быть человеком.   Ханна Фрай исследует проблемы, связанные с повсеместной властью невидимых правил: например, чьему представлению о справедливости они отвечают. При этом она не утверждает, что алгоритмы — чистое зло. Ни одна вещь и ни одна программа сами по себе не плохие, не хорошие. Важно, как их применяют. GPS придумали для наведения ядерных ракет, а теперь этой системой пользуются разносчики пиццы. Это книга о том, насколько вообще полезны для общества компьютерные программы. О том, когда стоит согласиться с верховенством машины в принятии решения, а когда лучше побороть в себе соблазн свалить ответственность на нее.

Фото: «ЛитРес»

Дуг Макдугалл «Зачем нужна геология. Краткая история прошлого и будущего нашей планеты»   Изменение климата — это не новая проблема, хоть условия, в которых существует современный мир, и ухудшили ситуацию в несколько раз. Природа может столкнуть нас с неожиданностями: жестокой бурей, разрушительным землетрясением, цунами или падением астероида. Однако неожиданными они являются только потому, что редко происходят на нашей памяти. Но на протяжении истории Земли эти события случались многократно, и они подчиняются законам физики и химии. Вот почему так важно расшифровать прошлое Земли: в будущем будут действовать те же самые физические и химические принципы, которые управляли нашей планетой с момента ее образования.   Дуг Макдугалл предлагает внимательно посмотреть на то, что происходило с Землей на протяжении ее существования, изучить движение тектонических плит и то, как изменялась поверхность планеты в прошлом. Такие исследования вместе с численным моделированием глобального климата дают надежду на прогнозирование последствий быстрого роста объема парниковых газов в атмосфере. Это необходимо, чтобы человечество еще успело переломить негативную тенденцию.

Фото: «ЛитРес»

Брайан Фейган «Малый ледниковый период. Как климат изменил историю, 1300–1850»   Закончим еще одной книгой про климатические изменения. Книга Брайана Фейгана внушает оптимизм: живые организмы за последние 730 тысяч лет пережили по меньшей мере восемь, а то и девять периодов похолодания, а с конца ледникового периода адаптировались и к повсеместному, но неустойчивому глобальному потеплению. Тем не менее нельзя сказать, что эти перемены дались нашим предкам легко. Сколько жертв умерли от голода и холода! Малый ледниковый период преподал людям два урока. Во-первых, климат не меняется плавно и постепенно. Напротив, происходят внезапные переходы от одного состояния к другому – переходы, причины которых нам неизвестны и направление которых нам неподконтрольно. Во-вторых, климат будет влиять на историю человечества. Это влияние может быть огромным, порой даже решающим. Поняв события малого ледникового периода, мы сможем заглянуть и в климатическое будущее.