Удары по критической инфраструктуре. Комментарий Георгия Бовта
Это повод для еще большей эскалации и усиления решимости вести боевые действия вплоть до полного поражения противника, поскольку каждая сторона понимает, что оппонент пойдет до конца, считает политолог
Читать на полной версииПресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в настоящее время нет никаких перспектив у переговоров на высшем уровне с Украиной. Ранее президент Украины Владимир Зеленский неоднократно заявлял, что готов к прямым мирным переговорам с Владимиром Путиным. В Кремле в свою очередь отмечали, что эта встреча может состояться «только для подписания финального документа». Однако в последнее время в качестве условия для возобновления мирных переговоров с РФ президент Украины называет вывод российских войск со всех занятых территорий. Чего ждать? Комментарий Георгия Бовта.
На ряде направлений боевых действий в последние дни происходит явная эскалация. Комментируя ход операции, Дмитрий Песков сообщил, что Владимир Путин получает доклады обо всем, что происходит на территории Украины, включая информацию о перегруппировке российских войск в Харьковской области. Отвечая на вопрос, продолжает ли глава государства доверять при этом военному руководству страны, представитель Кремля подчеркнул, что «специальная военная операция продолжается и будет продолжаться до достижения всех тех целей, которые изначально были поставлены». Песков не стал комментировать появившиеся в украинских СМИ публикации о том, что после попытки контрнаступления украинских войск в Харьковской области с должности сняли генерал-лейтенанта Романа Бердникова. «Нужно обращаться в Минобороны», — сказал он. Туда же Песков переадресовал вопрос о ракетных ударах по инфраструктуре Украины.
Зато более многословен оказался глава Крыма Сергей Аксенов, который, комментируя удары по украинским ТЭЦ и другим объектам инфраструктуры, поддержал решительные действия российских военных на территориях, подконтрольных Киеву, выразив надежду, что «все это перейдет в более решительный характер». Еще более решителен был Рамзан Кадыров, который сказал, что «перегруппировка была необходима, и она носит временный характер», однако «все эти города будут возвращены обратно» и в ближайшем будущем «мы дойдем до Одессы».
Минобороны России в свою очередь подробно не комментировало причины массового отключения электричества и водоснабжения в целом ряде областей Украины после ракетных ударов, напомнив, что уже не раз указывало, что нанесение ударов проводится только по объектам военной инфраструктуры и украинским силам. При этом в Минобороны отмечали попытки Киева устроить провокации против российской стороны путем подрыва гражданской инфраструктуры для последующих обвинений в адрес Москвы.
При желании сторонники более решительных действий без оглядки на какие-либо ограничения, подобные даже не вполне однозначные формулировки могут воспринять именно так, как воспринял глава Крыма и много кто еще, кто восклицает, что, мол, давно пора «вдарить со всей силой».
В западных СМИ в свою очередь отметили удары по критической инфраструктуре Украины, связав это с ответом на попытку контрнаступления ВСУ в Харьковской области. В то же время пока реакция на, возможно, меняющийся в сторону еще большего ожесточения характер боевых действий пока не сформулирована Западом в окончательном виде. С одной стороны, там не скрывают надежд, что Киев сможет переломить ход боевых действий, оправдывая тем самым поставки вооружений. С другой — удары по критической инфраструктуре в информационном плане воспринимаются все же не так драматично, как, скажем, события наподобие тех, которые произошли весной в городе Буча под Киевом и связанные с массовой гибелью или убийством гражданских лиц. Кроме того, педалируя этот вопрос применительно к объектам на территории, контролируемые Киевом, будет труднее все же и дальше игнорировать удары по инфраструктуре, скажем, в самопровозглашенных республиках, а также уже и на российской территории. Возможно, западные союзники Киева уже готовы к тому, что теперь боевые действия обретают новые очертания и переходят в следующую фазу. Хотя Белый дом выступил с осуждением ударов по критической инфраструктуре Украины. Нельзя исключать, что следующим шагом станет отмена США негласного эмбарго на нанесение силами ВСУ ударов уже по российской территории с помощью поставляемого Америкой оружия.
В то же время уровень взаимного ожесточения на фоне подобных действий отнюдь не снижается, а лишь нарастает. Сугубо с военной точки зрения удары по критической инфраструктуре, видимо, не стоит рассматривать как эффективный вариант «сдерживания» или «устрашения». Это уже не работает, на этой стадии нет и не может быть компромиссов. Впрочем, это и в прошлых конфликтах, как показывает история, не работало. Скорее это является поводом для еще большей эскалации и усиления решимости вести боевые действия вплоть до полного поражения противника. Поскольку каждая сторона понимает, что противник пойдет до конца.
На этом фоне тем удивительнее, что не устает выступать с миротворческими инициативами турецкий президент. На запланированной 15-16 сентября встрече на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде Реджеп Эрдоган вновь собирается предложить Владимиру Путину провести встречу с Владимиром Зеленским. Хотя последний только что заявил о неготовности вести переговоры. Эрдоган в данном плане скорее работает лишь на собственный имидж как деятельного регионального арбитра. Ведь Анкаре приходится лавировать между Западом и Россией, к санкциям против которой она не присоединилась. Лавировать как раз лучше в образе миротворца. Впрочем, если Эрдогану удастся каким-то чудесным образом добиться реализации второй части так называемой сделки по зерну, подразумевающей облегчение условий для экспорта не только украинского, но и российского зерна и удобрений, то будет уже хорошо.