Российской экономике надо устоять самой и не выпасть из системы международных хозяйственных связей. Монетарные власти, похоже, понимают критическую важность обеих этих задач.

Банк России разъяснил, каким образом он будет определять официальные курсы доллара и евро в случае прекращения биржевых торгов этими валютами из-за возможных санкций против Национального клирингового центра. В таком случае ЦБ будет использовать данные отчетности о купле-продажи валюты банками и цифровые платформы внебиржевых торгов. Сейчас курс доллара, евро и некоторых других валют устанавливается на основе данных о средневзвешенном курсе по отношению к рублю, рассчитанном по сделкам на Мосбирже с 10:00 до 15:30 каждый торговый день.

Своими разъяснениями Банк России однозначно дает понять, что не хочет возврата к советским временам, когда курс доллара был абсолютно фиктивным и назначался политическими директивами властей. Максимально честно и приближенно к рыночным реалиям рассчитывать курса доллара и евро при любых возможных ограничениях очень важно прежде всего для самой России. Потеря курсовых ориентиров по отношению к главным мировым валютам (доллар и евро в мировой торговле пока явно намного важнее юаня или других денежных единиц «дружественных» стран) лишила бы Россию не только внутреннего валютного рынка, но и адекватных оценок параметров внешнеторговых операций. А это в свою очередь может подорвать базу оценки реальных финансовых ресурсов, которыми располагает страна. Евро и особенно доллар пока остаются финансовым «компасом» для всех государств в современном мире, какой бы глобальный и всеобъемлющий кризис он ни переживал.

Свою лепту в сохранение фундаментальных экономических основ пытается внести и правительство. Премьер-министр Михаил Мишустин расширил полномочия комиссии по повышению устойчивости российской экономики. Теперь эта комиссия на постоянной основе (слово «постоянная» в данном контексте несколько пугает, но пока возвращения к нормальной жизни ждать не получается) будет заниматься выработкой оперативных социально-экономических мер в условиях частичной мобилизации.

Кроме того, задачей комиссии становится обеспечение непрерывной работы предприятий в важнейших отраслях. При этом Минэкономразвития, Минфин, Минсельхоз, Минтруд и Федеральная налоговая служба должны создать штаб, который будет заниматься вопросами поддержания устойчивой работы субъектов малого и среднего бизнеса. В него также войдут представители заинтересованных федеральных органов власти и общественных объединений.

Важно, что хотя бы на словах правительство не забывает о малом и среднем бизнесе. Тотальное огосударствление экономики и превращение ее преимущественно в сферу обслуживания интересов военно-промышленного комплекса мы уже проходили в советские времена. В конце советской истории примерно три четверти ВВП Советского Союза так или иначе были связаны с «оборонкой». Результат оказался плачевным для всей страны.

Понятно, что в нынешней ситуации правительству и ЦБ не до решения стратегических задач вроде импортозамещения. По сути, речь идет о создании сколько-нибудь понятного механизма поддержания самых базовых функций экономической жизни в стране. Не должно возникать перебоев с продовольствием и снабжением населения элементарными непродовольственными товарами первой необходимости. Надо обеспечить бесперебойное прохождение внутренних платежей и обеспечение всех субъектов экономики деньгами. Необходимо максимально эффективно тратить и максимально быстро приспосабливать к стремительно и непредсказуемо меняющейся реальности бюджетные деньги.

Если российская экономика устоит, у нее рано или поздно появятся и шансы на развитие. Пока же можно уверенно говорить, что такого испытания на прочность у российской экономической системы не было, по крайней мере с начала 1990-х годов, когда новую экономику приходилось создавать на руинах прежней. Доводить национальную экономику до подобного состояния сейчас очень не хотелось бы.