Обновлено в 15:25

Эксперты обсуждают пакет мер против ценового потолка, пишут «Ведомости» со ссылкой на источники в правительстве.

По их словам, проект указа президента, описывающий этот механизм, в целом согласован. Этот документ, как и анонсировалось ранее, запрещает продавать нефть по контрактам, в которых в качестве получателя указана страна, присоединившаяся к потолку в размере 60 долларов за баррель.

Также в документе есть пункт, который позволяет обходить любые запреты на проведение сделок с разрешения правительства. Действие указа не распространится на отношения, возникшие до 5 декабря. Он вступает в силу с момента опубликования и будет действовать до 1 июля с возможностью продления. Прочие детали, такие как порядок мониторинга за соблюдением запрета, номенклатура товаров, список стран, правительству еще предстоит прописать.

Положение о предельном дисконте на российскую нефть относительно международных сортов в проекте документа пока не зафиксировано, но с высокой долей вероятности может быть прописано, видимо, уже в подзаконных актах правительства, уточнил один из источников «Ведомостей».

Комментирует политолог Георгий Бовт:

— Это обсуждалось как наиболее вероятный вариант, что прежде всего будет запрещено упоминание потолка и отсылки к потолку. Пока из этих предварительных данных непонятно, что будет, если, например, страна, которая формально присоединилась к потолку, купит нефть через посредника. Скажем, Турция покупает нефть, имея в виду, что она ее перепродает. Контракт заключается с Турцией, она перепродает какой-нибудь еще стране, пока непонятно, как это будет происходить. В то же время не очень понятно, как это будет действовать в условиях, когда реальная рыночная цена на российский сорт Urals уже ниже потолка. Соответственно, например, Китай не присоединился к потолку и всячески его осуждает, говорит, что он неправильный, но при этом держит его в голове. То есть когда приходит на переговоры, то на этих переговорах он не произносит никаких конечно слов по поводу потолка, но тем не менее имеет его в виду и добивается для себя скидки. Но это невозможно учесть никаким указом и никакими даже подзаконными актами, это будет реальная рыночная ситуация. Скорее всего на практике Россия не будет продавать нефть напрямую так называемым недружественным странам коллективного Запада, которые к потолку присоединились. Но следующий этап наиболее интересный, он начнется в январе, когда потолок попробуют пересмотреть. И судя по тому, что уже дюжина европейских стран выступает за его пересмотр в сторону понижения, он будет понижен. В полной мере о том, какое все это влияние окажет на рынок, можно будет говорить, во-первых, после 19 января, когда этот потолок полностью вступит в силу, в том числе на нефть, отгруженную уже до 5-го, после 5 декабря, неважно. Ну и, во-вторых, когда появится фактор снижения российской нефтедобычи.

— Еще один пункт есть в этом документе, который позволит обходить любые запреты на проведение сделок с разрешения правительства.

— У нас, когда пишут законы и даже президентские указы, оставляют максимальный простор гибкости для чиновников правительственного уровня, которые оперативно могут реагировать на меняющуюся ситуацию, и иногда это корректирует принятый закон, иногда даже бывает, что и полностью практически выхолащивает его, потому что с помощью исключений можно всего чего угодно добиться.

Таких исключений быть не должно, Россия не должна следовать введенному потолку цен, считают участники отрасли.По их мнению, ответ должен быть четким, взвешенным и профессиональным. От него сейчас зависит многое.

Как ранее обозначила министр финансов США Джанет Йеллен, «потолок цен — это новая политика». Это подтверждают долгие дискуссии и переговоры с крупными поставщиками энергоресурсов, которые предшествовали введению потолка цен. Более того, уже сегодня обсуждается возможность введения аналогичных механизмов по ограничению цен на газовом рынке. Следующими могут стать, например, рынки зерна, минеральных удобрений и редкоземельных металлов.

Комментирует эксперт аналитического центра «Инфо ТЭК», доцент Финансового университета при правительстве России Валерий Андрианов.

Валерий Андрианов эксперт аналитического центра «Инфо ТЭК», доцент Финансового университета при правительстве России «Прежде чем говорить о том, какие положения хотелось бы видеть в будущем указе президента, необходимо выяснить, на что этот потолок цен направлен. Первая цель — это попытаться, условно говоря, наказать Россию, ограничить нефтегазовые доходы, а вторая цель — попытаться поставить весь глобальный рынок нефти под контроль одной страны — США, и эта цель фактически не скрывается. Потолок цен — это абсолютно нерыночная мера, есть уверенность в том, что эта мера не будет единичной, вслед за ней последуют другие шаги, направленные на установление контроля над нефтяным рынком. Не исключено, что эта тенденция перекинется и на другие рынки. Насколько известно, в этом сыром проекте указа содержится такое слово, как «мониторинг», то есть ответственные за это органы должны мониторить ситуацию, а не предпринимать какие-то конкретные решительные действия, что само по себе странно. Если мы не будем предпринимать какие-то конкретные действия, мы будем лить воду на мельницу наших западных бывших друзей, то есть они смогут получать российскую нефть по «серым» схемам, тем самым обеспечивая свои конкурентные преимущества, развитие собственной экономики, что не в интересах России и является неправильным. Еще один факт, который вызывает беспокойство: в проекте указа содержится положение о том, что правительство может вводить исключения, это даст такие хорошие возможности для лоббистской деятельности отдельных компаний, как российских, так и зарубежных, нефтяных компаний и трейдеров, которые, возможно, будут пытаться обойти действие указа и поставлять наше сырье в соответствии с потолком цен, то есть тем самым полностью уже соответствуя интересам наших западных противников. Должны быть более четко обозначены интересы России, нельзя допускать установления такой абсолютной гегемонии США на сырьевых рынках».

По итогам прошлой недели февральские фьючерсы на эталонный сорт Brent упали в цене более чем на 11%. Оба контракта завершили торги на минимумах с прошлого декабря.

В понедельник 12 декабря стоимость Brent перешла к росту — до 78,5 доллара за баррель. Стоимость Urals 8 декабря составляла 43,73 доллара за баррель, сообщало Bloomberg со ссылкой на данные агентства Argus Media. Однако эти данные могут быть неиллюстративны, поскольку после санкций через его систему проходит «абсолютно нерепрезентативное» число сделок, говорил «Ведомостям» близкий к Кремлю источник.