Около 1,5 млн долларов налогов в день. Столько приносят британскому бюджету отчисления от основателя трейдинговой компании XTX Markets Алекса Герко. Ему 43 года. Родился в Москве. Выпускник мехмата МГУ, окончивший также Российскую экономическую школу и получивший степень доктора математических наук. Начинал карьеру в Deutsche Bank, затем работал в GSA Capital, в 2015 году основал собственную трейдинговую компанию XTX Markets. 180 человек персонала, офисы в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Мумбаи, Ереване и Сингапуре.

«История Алекса Герко уникальна. Это человек, который мог бы стать одним из главных создателей богатства в России. Вместо этого он создает рабочие места и платит налоги здесь [в Великобритании]. Заманивание сверхбогатых в Лондон не всегда приносит дивиденды для государственных финансов. В его случае это, безусловно, так», — отметил составитель рейтинга The Times Роберт Уоттс.

Но оставаться россиянином Герко не захотел, констатирует управляющий партнер адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» Владимир Гладышев, проживающий в Великобритании:

Владимир Гладышев британский юрист, управляющий партнер адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» «Как сами британцы говорят, человек достаточно закрытый, публичные высказывания особенно не делает. Но известно о нем, что он гражданин Британии с 2016 года. Примерно после этого он отказался от гражданства России, то есть у него не двойное гражданство, хотя Англия разрешает двойное гражданство. И в связи с ситуацией на Украине он выступает с резкими антироссийскими заявлениями. Называть его российским инвестором можно только с очень большой натяжкой».

Как отмечает Evening Standard, российский паспорт мешал Герко. В августе прошлого года XTX Markets в суде обвинила британскую бухгалтерскую фирму Mazars в дискриминации, поскольку та отказывалась работать с XTX из-за российского происхождения ее основателя. Сама же компания занимается алготрейдингом — операциями с ценными бумагами, которые проводят не брокеры, а алгоритмы. Ничего нового и революционного. Таких много.

Заработать столько, чтобы заплатить 600 млн долларов налогов, эта компания могла за счет очень больших объемов проведенных операций, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев. Сами же алгоритмы в таких случаях зарабатывают скорее не на прогнозах, а на поисках отклонений, продолжает эксперт:

Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Дальше мы строим модель. Например, если отклонение будет не 15 долларов, а 15 долларов и 5 копеек, мы покупаем один контракт и продаем другой. Если у нас достаточно большая скорость, достаточно хорошая модель и если мы можем это автоматизировать плюс к этому у нас большой запас денег, мы на этом без рисков достаточно зарабатываем. Если в двух словах, это идея подобной алготорговли. Нюансы заключаются в том, насколько у вас хорошая модель, насколько надежно работают ваши роботы и насколько большой у вас денежный size в том случае, если все-таки ваши прогнозы не сбылись. И здесь, с одной стороны, нет секрета Полишинеля или какой-то сложной технологии. С другой стороны, должно сразу же сойтись очень много звезд. То, что большое количество алгокоманд именно из России, довольно объяснимо: в России традиционно сильное физико-математическое образование, у нас сильная программистская школа. Очень многие выходцы из России начали заниматься этим бизнесом. Плюс в какой-то момент времени российский рынок был очень удобен для алготорговли. Была такая песочница, на которой можно было потренироваться».

Теперь песочница опустела. И повзрослевшие мальчики играют с большими куличиками в чужих дворах. Смело отсыпая налоги местным управдомам своими большими лопатками.