К потолку цен на российскую нефть прибавился price cap и на нефтепродукты из РФ
Как будут работать эти ограничения, сможет ли Россия найти выход из ситуации и как могут отразиться эти санкции на самой Европе?
Читать на полной версииСоединенные Штаты и Евросоюз ввели санкции на российские нефтепродукты. Они действуют с воскресенья, 5 февраля. Предельная цена в 100 долларов за баррель установлена на бензин и дизельное топливо, а в 45 долларов — на мазут, который продается с дисконтом к стоимости нефти.
Механизм санкций на российские нефтепродукты точно такой же, как и на саму нефть. Если цена ниже или равна предельной, их можно перевозить по морю в третьи страны, а также оказывать услуги, необходимые для осуществления таких перевозок. Если выше, то, соответственно, нельзя.
В сообщении на сайте Еврокомиссии не уточняется, заложены ли в предельные цены расходы на фрахт и страховку, но многие аналитики полагают, что так оно и есть. 100 долларов за баррель, или примерно 730 долларов за тонну бензина или дизеля, — это не запредельно низкие цены. В теории, они позволяют продолжать поставки, хотя выручка российских нефтяных компаний и поступления в федеральный бюджет сократятся. Что, собственно, и является главной целью санкций. Комментирует инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:
Предельные цены на российские нефтепродукты будут регулярно пересматриваться — так же, как и на нефть. Новые ограничения включают в себя 55-дневный льготный период. Он будет действовать в отношении нефтепродуктов по цене выше предельной при условии, что их погрузили на судно до 5 февраля и выгрузили в порту назначения до 1 апреля.
Минфин США разъяснил, что санкции на нефтепродукты пока не затронут Болгарию — она сможет закупать их до конца следующего года. Хорватия тоже получила отсрочку, но всего на год и только на российский газойль, который разрешено покупать при отсутствия альтернативных вариантов поставок.
Россия, вероятно, попробует перенаправить поставки нефтепродуктов в страны, которые не присоединились к price cap. Но сделать это будет не так просто, как с нефтью, в отношении которой потолок цен был введен 5 декабря. Комментирует советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие инвестиции» Сергей Хестанов:
Есть еще одна проблема. Возможности российского «теневого флота» (который, как полагают на Западе, используется для поставок нефти в обход санкций) ограничены. Танкеров еще и на нефтепродукты может не хватить. А найти тех, кто согласится возить российское дизтопливо или мазут, будет непросто — по крайней мере, на первых порах. Продолжает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
В министерстве энергетики Венгрии не исключают роста цен на дизель в ЕС, пишет ТАСС. Там отметили, что Россия занимает около половины всего европейского рынка дизтоплива и возможен его дефицит из-за санкций на нефтепродукты.
Ранее Bloomberg сообщало, что страны Ближнего Востока не смогут сразу заместить поставки нефтепродуктов из России. Три новых НПЗ — в Саудовской Аравии, Кувейте и Омане, — которые могли бы помочь Европе, вводятся с многочисленными задержками. Ни один из этих заводов не вышел на полную мощность, и есть риски дальнейших задержек, отмечает агентство.