Польша может закрыть границу с Белоруссией. Ранее на этой неделе польские власти остановили работу погранперехода в Бобровниках. И, как заявил польский премьер Матеуш Моравецкий, он не исключает закрытия других пунктов пропуска на границе.
Как это скажется на логистике? И что будет с доставкой грузов из Европы, которые шли в Россию через Польшу и Белоруссию?

Польские власти закрыли пункт Бобровники «в интересах государственной безопасности». Что именно имелось в виду, точно неизвестно. Погранпереход прекратил работу в пятницу днем, это подтвердили Business FM и российские автоперевозчики.

Белорусский Госпогранкомитет сообщил, что около 300 ожидавших выезда в Польшу автомобилей не успели пересечь границу до закрытия Варшавой КПП на своей территории. В зоне ожидания находятся более 200 фур. Их водители получают разрешения, чтобы пересечь границу в другом пункте пропуска.

Это еще не транспортный коллапс, но до него уже недалеко. После закрытия Бобровников на границе Польши и Белоруссии осталось только два работающих пункта пропуска: Козловичи — для грузового транспорта и Брест — для легкового.
Если граница закроется совсем, логистику придется полностью перестраивать, а вариантов не так уж много. Продолжает управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» Владимир Тян:

Владимир Тян управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» «Два основных транзитных канала — это Литва и Польша. Польша в большей степени. У них всех свои особенности с точки зрения строгости контроля и так далее. Поэтому просто поменять один на другой, наверное, не по всем категориям груза возможно. Поэтому пока так умозрительно сейчас тяжело рассуждать, что будет, если все перекроют. Если все перекроют, то наступит какой-то коллапс временный, потом, вероятно, будут найдены какие-то другие способы, но они будут в разы сложнее. Конечно, есть объезды через Турцию, есть другие виды транспорта, но это все очень сложно проецировать на тот поток, который шел через Польшу и Литву, потому что он очень большой».

Основной поток импорта из Европы в Россию идет через Польшу и Белоруссию. Возили, да и сейчас возят, несмотря на санкции, много чего: овощи и фрукты, продукты питания, промышленные товары и так далее. В том числе, по этому маршруту в Россию попадали готовые лекарства. И если польско-белорусскую границу закроют, это может стать серьезной проблемой. Говорит директор по развитию аналитической компании RNC-pharma Николай Беспалов:

Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC Pharma «Понятно, что в отношении фармсырья у нас основной поставщик — это все-таки Китай и Индия, но в отношении высокотехнологичных препаратов в основном, конечно, речь идет о поставках из Европы. Что касается Польши, вообще у Польши тоже достаточно заметное направление в отношении поставок. После старта специальной военной операции в прошлом году роль Польши как транзитного направления очень серьезно выросла. Целый ряд компаний, которые раньше, например, везли препараты по воздуху или какими-то иными путями, переключились именно на Польшу и встроили свою логистику через эту страну. Если сравнивать динамику поставок 2022 года и 2021 года, то поставки выросли в полтора раза».

Товары можно возить в Россию из Европы не только по суше, но и по морю. Но и там могут возникать проблемы. Как сказал на днях РИА Новости посол России в Нидерландах Александр Шульгин, в крупнейшем морском порту Европы Роттердаме заблокированы около 43 тысяч грузов, которые следовали в Россию и Белоруссию.