Обновлено в 12:35

В Госдуме в третьем чтении приняли закон, который позволяет россиянам совершать покупки дешевле 15 тысяч в зарубежных онлайн-магазинах без прохождения идентификации.

В пояснительной записке к документу говорится, что эта мера позволит сократить административную нагрузку на банки, которая связана с процедурой идентификации, а также позволит гражданам использовать альтернативные способы оплаты, такие как Qiwi или ЮMoney.

Для рядовых пользователей ничего не изменится, говорит президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.

Александр Иванов президент Национальной ассоциации дистанционной торговли «У нас есть установленный порядок законом, по которому необлагаемый пошлинный порог для покупок в зарубежных иностранных магазинах составляет 200 евро. 15 тысяч и есть примерно плюс/минус эта сумма, то есть на эти 200 евро. Идет синхронизация законодательства, положение приведено в соответствие с положением о беспошлинном пороге. Действительно, будет упрощение, но оно коснется не столько граждан, потому что для граждан все эти вещи всегда были «черными ящиками», сколько банковской системы. Потому что нагрузка вся по идентификации и прочим вещам ложилась раньше на банки, сейчас излишки убрали. 200 евро — небольшая сумма, не то чтобы этими платежами можно легализовать какие-то огромные деньги».

Норма поможет разгрузить банки в условиях затрудненных международных транзакций, говорит директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин.

Иван Уклеин директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» «Речь идет не об СМС-подтверждениях, а о том, что платежи на крупные суммы проходили особую процедуру контроля и она была сопряжена с определенной бюрократией, как для ретейлера, который занимался поставками из-за рубежа, так и для банков, которые сопровождают этот платеж. Сейчас многие сети доставки стали заниматься закупками за рубежом и оформлять это через всевозможные обходные пути, но для банков возникала проблема идентификации, если сумма превышала определенный порог. На текущий момент речь о том, чтобы облегчить нагрузку как банков, так и ретейлеров в рамках этих процедур поставок потребительских товаров из-за рубежа. Но для клиента и для торговых сетей это разве что может немножко сказаться на сроках обработки таких транзакций и в конечном итоге на сроках доставки товаров. Но я бы не ожидал здесь радикального эффекта, это может в каких-то случаях буквально несколько часов или пару дней выиграть. На цене это тоже вряд ли скажется, потому что это издержки скорее бюрократические и временные, нежели те издержки, которые могли бы сказаться на ценах товаров».

В 2022 году, по данным «Яндекса», количество людей, которые совершают онлайн-покупки в России, выросло до 58% от всех пользователей Cети, а в исследовании Mediascope говорится, что площадки электронной коммерции хотя бы раз в месяц посещают 73% россиян старше 12 лет, а 37% делают это ежедневно.