Знаменитая "Копейка" - первая модель "Жигулей" - празднует 40-летний юбилей. 19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автозавода сошли первые автомобили. Сегодня эти машины уже стали коллекционными. Сколько сейчас стоит "Копейка", выяснил корреспондент "Бизнес Ф" Михаил Задорожный:

- Именно с выпуском ВАЗ-2101 началась массовая автомобилизация в Советском Союзе. Для своего времени - начала 70-х годов прошлого века - это было современное авто с хорошими ходовыми качествами и довольно просторным салоном. "Фиат-124", на основе которого была разработана "Копейка", в 1967 году получил титул "Автомобиль года" в Европе. Чтобы приспособить машину к отечественным дорогам и удешевить производство, в Тольятти в итальянскую конструкцию внесли около 800 изменений. Не все они были удачными, говорит владелец клуба классических автомобилей Борис Баженин:


"Ценились те, которые считают итальянскими. Я очень хорошо знаю "Фиат-124", прародитель. У меня в гараже есть несколько штук. В свое время Советский Союз очень сильно постарался, чтобы испортить машину. Машина лишилась задних дисковых тормозов, машина лишилась прогрессивного двигателя, потому что мотор был, по крайней мере, с двумя распредвалами, изуродовали салон. Но настолько современный для того момента технологически автомобиль, появление его в Советском Союзе - это колоссальный прорыв, и с этим никто не спорит".


Машина моментально стала престижной и в чем-то даже культовой. Народные умельцы в Союзе любили навешивать на "Копейку" разные решетки, спойлеры и другие прибамбасы, которые часто уродовали авто. В народе такой тюнинг метко прозвали "колхозингом". Всего в Советском Союзе было выпущено свыше двух с половиной миллионов автомобилей ВАЗ-2101, так что раритетным его назвать нельзя. Комментарий создателя Российского клуба любителей старинных автомобилей и мотоциклов "Ретромотор Дмитрия Ломакова:


"Они уже стали коллекционные, но не все подряд. То, что я взял, в родной краске, с пробегом с минимальным, родная обивка, то есть нетронутая машина, не подвергшаяся не то, что ремонту, даже реставрации. Никакого "колхозинга" или тюнинга, как будто она с конвейера вышла. Это уже может считаться коллекционной вещью, но надо понимать, многие люди думают, что это синонимы - коллекционная и дорогая. Нет, это "копейки". "Копейки" стоят копейки. Мне мою "копейку" просто подарили".


Сегодня ВАЗ-21010 на ходу можно купить за 15 тысяч рублей. "Копейки" без следов "колхозинга", с родными салоном, двигателем и кузовом, стоят значительно дороже. По словам экспертов, цены на такие экземпляры варьируются в диапазоне от 2,5 до семи тысяч долларов. За те же деньги можно, например, купить Daimler Sovereign 1970 года выпуска или Lancia Flavia Coupe 1968. Правда, в реставрацию этих авто придется вложить еще несколько тысяч долларов. В некоторых российских частных музеях "Копейка" уже стала экспонатом, хотя эта машина с 40-летней историей до сих пор встречается и на дорогах.