На прошлой неделе, 5 апреля, широкофюзеляжный лайнер Airbus A330 перелетел в Тегеран, где им займутся технические специалисты крупнейшего иранского перевозчика Mahan Air, пишет РБК со ссылкой на представителей авиакомпании «Аэрофлот».

Основная задача отправки лайнера в Иран — обслуживание стоек шасси. Ранее для этих целей «Аэрофлот» использовал мощности других зарубежных провайдеров. Но из-за санкций, которые включают в том числе запрет на ремонт самолетов и поставки авиазапчастей, техобслуживание отечественного авиапарка сильно затруднено, напоминает главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Обслуживание российских авиакомпаний, оказание им услуг или поставка запчастей грозит вторичными санкциями, но поскольку это Иран, то ему наплевать на вторичные, первичные или еще какие-то санкции. Самолету это не мешает летать в «дружественные» страны, по всей маршрутной сети «Аэрофлота» он сможет летать. В марте на трех Airbus A330 «Аэрофлота» поменяли стойки на новые, это делалось в России. В России ремонт стоек шасси делать пока не научились, поэтому, когда речь идет не о замене, а о ремонте, самолет отправляется в Иран. Это вполне перспективное направление, там было уже подписано соглашение о взаимопомощи в авиационной отрасли. В нашей стране есть возможность обслуживать подобные лайнеры, они обслуживаются, просто некоторые виды работ пока не освоены. Все это будет развиваться, и компетенции будут наращиваться, но пока что нельзя объять необъятное. Что касается других стран, теоретически можно обслуживаться в других странах: Эмиратах, Турции, Китае, Казахстане. Но никто про это рассказывать не будет, потому что это все делается втихую, чтобы не навлекать возможные вторичные санкции. Иран это может делать не скрытно, потому что это Иран, он ничего не боится».

Возможности России не отвечают всем необходимым требованиям. И у отечественных перевозчиков небольшой выбор провайдеров для сложного ремонта самолетов. Так что Иран — неплохой вариант, продолжает директор по продажам и развитию компании «СВ-чартер» Сергей Вехов:

— Иран, когда было потепление отношений при [Бараке] Обаме, уже был ученый санкциями, он этим потеплением воспользовался. Он построил у себя завод Airbus. Airbus с удовольствием отправил туда все комплектующие для авиаремонтного завода, поскольку до санкций [у Ирана] было закуплено много машин Airbus. Страна стала их сама ремонтировать. Это сертифицированный завод самим Airbus, там можно делать техническое обслуживание самолетов Airbus и не нарушать при этом никаких технологических правил. Если ТО будет сделано в Иране, оно будет сертифицировано.

— Цены там такие же, как в Европе?

— Это коммерческая тайна. Да и «Аэрофлоту» все равно, какие цены: если у тебя самолет, который не может летать, ты заплатишь любую цену. У нас же нет выбора. А когда нет выбора, другая сторона знает это и, конечно, сливки наваривает. А вот вопрос с Boeing открытый. Я не знаю, где они будут это делать, потому что в Иране только центр Airbus.

— А в России пока нет перспективы что-то делать?

— У нас есть сертифицированные центры, но обслуживание авиалайнеров многоступенчатое: есть простые, средние и тяжелые формы обслуживания. Что-то еще можно делать тут — были бы запчасти. Но для тяжелой формы, когда у тебя капитальный ремонт двигателя или фюзеляжа, надо куда-то летать.

Компания «Аэрофлот» отказалась от комментариев.

В конце марта министр транспорта России Виталий Савельев сообщал, что более 200 сертифицированных организаций осуществляют техобслуживание воздушных судов в стране и этого достаточно для имеющегося парка.