Стоимость перевозки контейнеров из Китая в Россию как по железной дороге, так и по морю с начала 2023 года снизилась на 30-35%, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка.

Эксперты говорят, что в 2021 году перевозка одного сорокафутового контейнера стоила 12-13 тысяч долларов, в начале этого года — 8-9 тысяч, а сейчас стоимость снизилась примерно до 6 тысяч долларов. Частично это связано с окончанием празднования китайского Нового года и отменой ковидных ограничений в стране, но есть и другие причины, говорит учредитель транспортно-логистической компании «VIG Транс» Игорь Ребельский:

— Основная причина — рынок немного стабилизировался. Как обычно бывает: когда наблюдаются неразбериха, непонимание, паника участников внешнеэкономической деятельности, всегда идет рост. Где-то идет манипулирование, игра ставками. Сейчас логистические компании сильно переориентировались, в том числе на Юго-Восточную Азию, дефицит, который изначально наблюдался, скомпенсировался. Импортеры тоже приспособились, поняли, как, что, начали четко планировать график отгрузок. Спрос и предложение начали уравниваться, цены еще не вернулись к показателям, которые были ранее, но стали более адекватными. Потому что в какой-то период стоимость доставки из Китая в Россию становилась безумной. Если мы не увидим серьезных геополитических либо экономических изменений, то, наверное, ставки плюс-минус будут на этом уровне.

— Повлияет ли это на цены товаров для россиян?

— Не скажу, что сильно повлияет. В той или иной степени ставка скоррелируется, но вряд ли произойдут сильные изменения и мы увидим на полках товар кратно дешевле, чем в начале года.

Основная причина снижения стоимости — конкуренция между морскими и железнодорожными перевозками, считает основатель и генеральный директор ООО «Орлан» Елена Глебова:

— Постоянная конкуренция между морем и ж/д. Железнодорожное сообщение было очень дорогим в феврале — марте, максимально дорогим. Появился новый вид услуг: компании стали независимо фрахтовать суда — море стало дешевле. Клиенты перебежали на море. Чтобы быть конкурентоспособными, в железнодорожных перевозках добавились новые составы, ставка упала, и море тоже падает. Это очень выгодно для бизнеса, и самое главное, что стоимость падает не из-за отсутствия грузов, а из-за высокой конкуренции. Грузы есть, грузов много.

— Что будет со стоимостью перевозок в ближайшее время?

— Летом они зафиксируются, в связи с хорошей погодой, с подготовкой к Новому году цены стабилизируются. Подготовка к Новому году — я имею в виду сильно заранее, потому что максимальный спрос на товары возникает с октября по декабрь. Компании, которые занимаются производством и торговлей, заранее все завозят, производят, и до октября по ставкам все будет более-менее спокойно, даже, может быть, недорого. Ближе к концу года будет высокий сезон, все захотят до Нового года быстрее все отправить, и ставка повысится. Возможно, мы вернемся к ставкам, которые мы наблюдали в феврале — марте.

— Повлияет ли это на цены товаров для россиян?

— Все будет зависеть от сезона, в который они продают. Обычно торговля ориентируется не на закупочные цены по транспорту или по товару, а на спрос, который имеет. С учетом возросшего доллара относительно прошлого года инфляция есть, она будет, и все равно товар будет чуть дороже.

Товарооборот между Россией и Китаем продолжает расти. За первый квартал 2023 года он вырос почти на 40% и превысил 53 млрд долларов. За этот период Китай поставил в Россию товаров более чем на 24 млрд долларов, что почти на 50% больше, чем за первый квартал 2022 года.