Расследование: авто из ЕС по-прежнему продаются в России
Журналисты финской телерадиокомпании Yle (заблокирована в РФ) установили трекеры на автомобили, которые везли по территории Финляндии. Через несколько дней один из них уже продавался в российском автосалоне. Эксперты авторынка не удивлены обходу санкций, но считают этот путь очень дорогостоящим
Читать на полной версииФинские журналисты отследили пути поставки автомобилей премиум-класса в Россию из Евросоюза. Репортеры установили датчики на автомобили BMW X3 и Lexus RX350, которые на автовозе двигались в сторону границы Финляндии с Россией. Через несколько дней их обнаружили в Томске, а один из автомобилей был выставлен в автосалоне по цене около 100 тысяч евро.
В марте 2022 года после начала боевых действий на Украине под запрет попали автомобили дороже 50 тысяч евро. После этого большинство новых автомобилей стали завозиться в Россию через Казахстан и Армению.
Как выяснили финские журналисты, по документам автомобили едут через Россию в Казахстан. До этого машины попадают в Финляндию на грузовых судах из Германии.
Комментирует главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «В 2022 году был такой способ поставки автомобилей на российский рынок, когда из Европы либо через Прибалтику, либо через Финляндию везли машины, допустим, в Армению армянские компании. Фактически они оформляли по таможенным документам доставку автомобилей, к примеру, через Грузию, а как еще, автовозами через Верхний Ларс в Армению, и потом растаможка и вывоз обратно автомобилей в Россию либо опять же через Верхний Ларс, либо через порт в Иране и потом морем до Астрахани. Но были такие случаи, когда транспорт просто не доезжал ни до Грузии, ни до Армении, машина фактически оставалась в России после пересечения границы, а вся процедура оформлялась только на бумаге. То, что такие или похожие пути будут использоваться до закрытия последней щелочки, последней норочки, конечно, это будет использоваться, безусловно. Все это выливается только в одно для нашего покупателя — к сокращению ассортимента, увеличению сроков поставки и росту цен. Просто они стали сложнее, дороже в том числе из-за повышения утильсбора, какие-то машины уже не возят, потому что смысл пропал».
Сейчас таким путем выгодно возить только очень дорогие автомобили, и непонятно, зачем ставить специальную систему, когда сейчас автомобиль такого уровня и так отслеживается и даже отключается удаленно вся электроника, говорит автодилер из Зеленограда Николай:
— Еще говорится, что было два документа, один для таможни Евросоюза о том, что там груз следует в Казахстан, а для российской таможни документ о том, что груз направляется в Россию.
— Только так сейчас и завозят, по-другому никак.
— Из стран Евросоюза именно, да?
— Да. Два варианта: это либо человек с двойным гражданством перегоняет машины сюда, в Россию, либо второй вариант, человек в нейтралку входит с России, в нейтралку ему выгоняет финн, контрагент, ну, какой-то там друг, знакомый, который имеет гражданство. Он ее может догнать до нейтралки, в нейтралке россиянин садится уже с документами, которые оформлены будут на Россию, и в пункт доставки должен завезти этот автомобиль. Но это очень дорого, особенно, как вы говорите, люксовые автомобили или тот же Lexus RX, а у него и так таможня под 13 тысяч евро выходит и плюс еще утильсбор полтора миллиона сделали, абсолютно нелогично такую машину ввозить.
О том, что российские поставщики обходят запрет на поставки автомобилей из Европы, было известно и ранее. По данным грузинской таможенной статистики, как писал «Коммерсантъ», в начале этого года страна втрое увеличила экспорт автомобилей в Россию, и в несколько раз — в другие граничащие с Россией страны. В январе — феврале поставки достигли 978 автомобилей вместо 209 годом ранее.
Неделю назад Грузия запретила реэкспорт в Россию автомобилей из Евросоюза. До этого в Европе приняли 11-й пакет санкций, в котором допустили введение ограничений против стран, помогающих России обходить запреты.