Российский государственный социальный университет (РГСУ) разрабатывает платформу «Мы», которая формирует социальный рейтинг для россиян на основе их параметров. Для начала университет призвал студентов, преподавателей и любых желающих на добровольной основе зарегистрироваться на платформе и принять участие в тестировании системы. Платформа «Мы» уже доступна по ссылке — пользователям предлагают внести все данные о себе, включая копию паспорта. Система анализирует такие данные, как образование, наличие детей, льготы, сумма ежемесячного дохода, кредитная история, судимости, наличие аккаунтов в социальных сетях, посты в интернете, участие в общественной жизни, наличие госнаград, знание языков, вредные привычки и занятия спортом.

Данные, собираемые системой, хотят привязать к ИНН, СНИЛС, паспорту и номеру телефона человека. Каждый параметр человека, например его пристрастие к спорту, будет представлен в виде двузначного числа, где первое число — социальный статус, второе — социальный уровень. Каковы перспективы такой системы?

Пока создатели системы ставят перед собой ограниченные задачи, однако уже намекают на возможное ее применение в общественно-политической сфере. Например, она может быть, по их словам, полезна для губернаторов «для разделения граждан на классы по полезности для государства», поскольку она будет анализировать и учитывать не только нынешние заслуги человека, но и его перспективы, а именно вероятность и готовность личности поддержать государственные инициативы в интересах страны. Согласно таким критериям, социальный уровень женатого многодетного мужчины-заводчанина будет выше, чем бездетного мужчины, работающего в информационном бизнесе, иными словами, самозанятого блогера.

Сразу же напрашивается аналог — китайская система социального кредита, которая работает уже семь лет и охватывает практически все население страны. Там данные по принципу анализа Big Data агрегируют не менее 70 ведомств. Совершенно разные факторы могут сработать на понижение или повышение социального рейтинга. Всяческое благонамеренное поведение дает право людям с высокими рейтингами на улучшенное медицинское обслуживание, скидки, в том числе по кредитам, право на получение работы на престижных должностях. И, наоборот, те, кто вовремя не платят по кредитам, недобросовестны в деловых отношениях, замечены в «неправильной активности» в соцсетях или даже в нарушении правил дорожного движения, даже переходе улицы на красный свет, могут быть понижены в рейтинге. В худшем случае им не дадут кредит, не позволят определенные покупки, не примут на работу, даже билет на скоростной поезд могут не продать.

Может быть, не в точности в китайском варианте, однако цифровизация всего комплекса общественно значимых человеческих поступков, в том числе в общественно-политической жизни, — это лишь вопрос времени, в том числе и для российского общества. Тем более что во все времена во всяком обществе всегда была потребность в определении, помимо платежеспособности, работоспособности и чисто профессиональных критериев, еще и репутации, благонадежности того или иного члена общества с точки зрения общепринятых в таком обществе понятий общественного блага, а также критериев, определяемых конкретно правящим режимом того или иного общества. В советском обществе были характеристики, во многих обществах существует институт рекомендаций. Нынешние технологии кардинально расширяют возможности такого «рейтинга» каждого гражданина.

В принципе, элементы такого рейтинга уже существуют во многих сферах. Дисциплина на дорогах определяет стоимость ОСАГО. Собранная маркетологами и банками информация определяет условия кредитования человека. Агрегаторы такси выставляют оценки и пассажирам, и водителям, и это влияет на условия предоставляемых услуг. Авиакомпании завели черные списки пассажиров. Для компаний медицинского страхования уже не являются большим секретом «уязвимые» места в здоровье того или иного человека. ФНС обладает довольно большим объемом данных о людях, собранных на основе их доходов. Вопрос времени, когда детально, а не в исключительных случаях, начнут анализировать и расходы тоже.

Звучат предложения идти дальше: чтобы даже частные клиники передавали данные о потенциальных призывниках в военкоматы. Вообще, цифровизация и сбор данных на основе воинской обязанности уже довольно далеко зашли и пойдут еще дальше. Система электронного голосования тоже дает богатый объем данных: даже не столько о том, кто и как проголосовал, но о том, кто голосовал в принципе. Анализ поведения людей в соцсетях уже сейчас является предметом внимания не только кадровых служб крупных и не очень компаний, но и спецслужб. И также зарубежных консульств, когда рассматривают ваше заявление на визу. И, разумеется, сами соцсети собирают о вас массу данных — преимущественно в маркетинговых целях, но и в политических тоже, для предвыборной агитации например. Разумеется, правоохранителями давно взяты на карандаш участники всяких протестных акций. И это не ноу-хау только одной России.

Так что вопрос не в том, что эти данные кто-то собирает. Их уже собирают все кому не лень. Вопрос, во-первых, в том времени, когда все эти данные будут полностью централизованы, систематизированы и собраны в одном месте, и понятно примерно, кто станет главным оператором, и это даже не Минобороны. Во-вторых и в-главных, вопрос в том, когда именно собранные данные станут основой для определения социального рейтинга того или иного человека с неизбежным расширением или сужением, вплоть до ограничения его карьерных, материальных и потребительских возможностей. Если в основе такого рейтинга будут лежать вполне понятные правила игры, как было в советское время, и если эти правила будут соответствовать принципам социальной справедливости, то это будет даже по-своему честно.