Американское издательство The Washington Post ищет покупателя для своего актива — еженедельного журнала Newsweek. Компания заявила, что такое решение принято в связи с убыточностью журнала и сложной ситуацией в издательском бизнесе. Для поиска покупателя и продажи журнала компания привлекла инвестиционный банк Allen & Co.

Вчера утром на редакционном собрании журнала Newsweek, которое прошло в Нью Йорке, председатель совета директоров Дональд Грэм (Donald E. Graham) сообщил сотрудникам холдинга о том, что в течение последних двух лет журнал фиксировал убытки в десятки миллионов долларов, несмотря на выдающуюся работу сотрудников. И хотя, в прошлом году, и особенно в последние несколько месяцев убытки удалось сократить, руководство компании не видит способов поддержания стабильной рентабельности под собственным управлением.

Грэм также объявил о том, что руководство намерено искать покупателей, и, по его мнению, сделка будет завершена в течение ближайших нескольких месяцев.

«Наша цель — насколько это возможно, быстрая продажа журнала компетентному покупателю, — сказал Грэм. Мы — государственная компания, и мы должны принимать во внимание предложенную цену, но при принятии решения будут важны и другие критерии: будущее Newsweek и будущее тех, кто работает в журнале».

Исходя из официального сообщения управляющего директора холдинга Энн Макдениел (Ann McDaniel), будущее сотрудников довольно прозрачно: те из них, кому новый работодатель не предложит остаться в журнале, получат выходное пособие, соответствующее внутренней политике холдинга, а также рекомендации, а сотрудникам, работающим в журнале недавно, будет выплачена зарплата за 4 месяца вперед.

Newsweek — всемирно известное и уважаемое издание, которое специализируется на уникальных новостях, комментариях, мнениях. Журнал поддерживал высокий уровень понимания и освещения политических и социальных событий не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире. Он был основан в 1933 году и с 1961 года принадлежит The Washington Post. В США и Канаде у журнала более полутора миллионов подписчиков, 11 лицензионных изданий более чем в 190 странах, а сайт Newsweek.com привлекает более 5,1 млн уникальных пользователей.

Журнал лихорадит и он несет убытки с 2007 года, и, как отметил в своем заявлении глава Washington Post Дональд Грэхем, ожидается, что в этом году ситуация не улучшится. При этом он выразил надежду, что журналу будет лучше в других руках.

Тираж Newsweek в США серьезно упал, и в этом году издатели рассчитывают только на 1,5 млн продаваемых копий. В 2009 году рухнули и рекламные доходы более чем на 37%, гораздо сильнее, чем у флагманского издания холдинга — The Washington Post, чья печатная версия лишилась в прошлом году 23% рекламных доходов. В 2008 году 117 сотрудников согласились на досрочное расторжение контрактов, в 2009 году еще 44. Сокращение штата сэкономило примерно 35 млн долларов, но существенно ситуацию не изменило: операционный убыток журнала в 2009 году превысил 29 млн долларов.

Коллеги Newsweek из журнала New York Magazine считают, что новости, появившиеся после заседания совета директоров, являются публичным признанием того факта, что журнал «сломлен».

В последнее время журнал принял амбициозную и рискованную стратегию. Цель была в том, чтобы стать равными журналу Economist, чтобы привлекать более интеллектуальную и качественную аудиторию, которой можно дороже продавать журнал и которую можно выгоднее продавать рекламодателю.

В мае прошлого года журнал подвергся редизайну и изменению редакционной политики, что вызвало волну недовольства как читателей, так и рекламодателей. С учетом сложного внутреннего климата в самом журнале неудивительно, что задолго до сегодняшнего заявления многие сотрудники — особенно молодые — подвергали сомнению действия главного редактора журнала Джона Мичема (Jon Meacham). Многие из них даже открыто — на своем рабочем месте — стали подыскивать новую работу.

«Конечно, Мичем понимал, что определенно нужно что-то менять в журнале. То, что мы делали ранее, больше не работало, и нужно было идти в кардинально другом направлении. Никто не может отрицать, что эти изменения были сделаны. Время покажет: сработало это или нет, но эти действия — не просто перестановка шезлонгов на палубе «Титаника». Мы пытались сохранить журнал», — говорит один из сотрудников журнала в интервью New York Magazine.

Генеральный директор издательского дома Axel Springer Russia, выпускающего журнал Newsweek по лицензии, Регина фон Флемминг считает, что продажа журнала никак не повлияет на его выпуск ни в России, ни в других странах. «У нас есть лицензионный договор — это юридический документ. И если материнская компания продает американский журнал, на нашем бизнесе это никак не скажется, мы продолжим выпускать журнал, как и раньше», — пояснила Регина фон Флеминг BFM.ru.

Вице президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов убежден в том, что на журнал вскоре найдется покупатель. «Спектр покупателей лежит в области информационных агентств. Например, как Bloomberg купил Business Week и, на мой взгляд, сделал его лучше. Наиболее очевидный вариант покупателя — это еще и частный инвестор, который воспользуется журналом как центром будущей консолидации».

Эксперт сомневается, что The Washington Post сможет продать убыточный актив в названные достаточно сжатые краткие сроки. «Компания, которая три полных года в убытках, оценивается по очень сложным показателям. Процедура выглядит таким образом: продавец описывает бизнес, его финансово-экономические характеристики, потом создается среднесрочный бизнес-план, то есть планируется, как органически будет развиваться эта компания, как ее вывести из того кризиса, в котором она находится. Еще описываются ее активы, источники выручки. Затем со всеми этими бумажками начинают искать покупателя», — объясняет Гатов.

Он считает, что для активов такого размера полгода уйдет только на подготовительные операции. Далее последует конкурс, не всегда официально объявленный, но он занимает от трех до шести месяцев.