Уже несколько недель в Москве не таксист ищет пассажира, а пассажир ищет машину. В «Яндекс Go» Business FM заявили, что в Москве есть несколько оживленных улиц, где остановка автомобилей запрещена, например Новый Арбат. И если пользователь пытается заказать туда машину, приложение предложит ему пройтись несколько метров до точки, где ограничений на остановку нет. Путь займет не более пары минут, заверяют в компании.

Алгоритм работает пока на нескольких улицах, и зоны будут расширяться. Список «Яндекс» не раскрывает. Улиц и магистралей, на протяжении которых в Москве нельзя останавливаться, не просто много, а очень много. Новый Арбат, Якиманка, Ленинский проспект от Октябрьской до ТТК — весь центр, примеров масса. Очевидно, получится так, что таксисты в поисках компромисса будут ожидать пассажира в карманах и переулках, там, где это возможно. Неясно, как алгоритм будет работать в условиях перебоев с GPS-навигацией. Опасений много, говорит водитель такси Андрей:

Андрей водитель такси «Для водителей это было бы, я думаю, удобно. Потому что у нас вся Москва усеяна такими местами, не только Новый Арбат. Но вот некоторые коллеги рискуют: закрывают номера, стоят в полосе. Но, вы понимаете, Новый Арбат — это правительственная трасса. А так вся Москва у нас усеяна знаками 3.27 (остановка запрещена). Поэтому я не знаю, как работать в такой ситуации. Вдруг сбой геолокации. Если, допустим, ты приехал по адресу, к примеру, Новинский бульвар, 31 — там висит камера. Пассажира там нет, но тебе, естественно, прилетит штраф, а пассажир тебя ждет на Новом Арбате, 21».

Два года назад Business FM рассказывала о жалобах таксистов, которые получали штрафы даже просто за остановку в неположенном месте для высадки пассажира. Тогда Центр организации дорожного движения сообщил, что увеличил интервал нештрафуемой остановки с десяти секунд до минуты. Однако сейчас это окно не соблюдается, говорит таксист, автор телеграм-канала Protaxi Егор:

Егор таксист, автор телеграм-канала Protaxi «Сама история, когда пассажир вызывает машину в то место, где остановка запрещена, настолько распространенная, что это создает проблему для новичков, которые приезжают в Москву и начинают работать, в принципе, не зная, где нельзя останавливаться. Даже там, где правила не запрещают останавливаться для посадки и высадки пассажиров, например на остановочных пунктах общественного транспорта, в Москве, невзирая на то, что в правилах есть исключение, через 15 секунд ты получишь в Москве штраф. «Яндекс» запрещает пассажирам теперь в качестве эксперимента вызывать именно туда, где висит знак 3.27, но позволяет вызывать с автобусных остановок. А там фактически тоже прилетают штрафы. То есть это инициатива хорошая, но она не доработана. Мало того, я просто уверен, что пассажиры теперь будут злиться на водителей и ставить им плохие оценки».

Business FM еще раз обратилась в ЦОДД, но ответа пока не получила. Чтобы алгоритм «Яндекс Go» работал на 100%, говорят эксперты, столичному Дептрансу надо перекраивать всю сетку размещения камер и мест для остановки. Пока нет никаких сигналов, что у мэрии такие планы есть, говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Любая остановка там, где хочется пассажиру, уже давно невозможна. Если человеку предложат пройти достаточно далеко, он может поступить двумя путями. Во-первых, отменить того водителя, который уже ему был выбран, если он едет с неудачной и неудобной стороны, и найти другую машину — система это без проблем позволяет сделать. Есть какое-то количество людей, которые говорят, что «мне к подъезду и все, иначе я откажусь от поездки». Но зачастую это все-таки только риторика, потому что а какие в данном случае у человека есть альтернативы такси? Либо свой транспорт, а это все-таки нечто другое. Либо каршеринг, до которого тоже, скорее всего, нужно будет куда-то идти. Либо общественный транспорт».

Можно не перекраивать камеры и места для остановки, говорят эксперты. Поступить менее радикально, но более технологично: связать две базы данных — от ЦОДД и от агрегаторов такси. Технические возможности для этого есть. Это позволило бы не выписывать штраф водителю, который в момент попадания на камеры в неположенном месте находился на стадии выполнения заказа.