Обновлено в 22:10

Уголовное дело о финансировании терроризма должностными лицами США и стран НАТО возбуждено по результатам проверки обращения депутатов Госдумы и общественных деятелей от 27 марта. Они просили СК и Генпрокуратуру проверить возможную причастность иностранных граждан и структур к организации и финансированию ряда терактов в России и за рубежом.

Речь идет о суммах в размере нескольких миллионов долларов, рассказала официальный представитель СК Светлана Петренко:

«Установлено, что денежные средства, поступавшие через коммерческие организации, в частности в нефтегазовую компанию Burisma Holdings, действующую на территории Украины, на протяжении последних лет использовались для осуществления террористических актов в РФ, а также за ее пределами в целях устранения видных политических и общественных деятелей и нанесения экономического ущерба. Следствием во взаимодействии с иными спецслужбами и финансовой разведкой проверяются источники поступлений и дальнейшее движение денежных средств в размере нескольких миллионов долларов США, причастность конкретных лиц из числа сотрудников органов власти, общественных, коммерческих организаций стран Запада».

Burisma — частная украинская нефтегазовая компания, которая, по информации из открытых источников, в 2019-м добыла около 1 млрд кубометров природного газа. Это 1/30 часть от общего потребления газа Украиной в том же году.

Burisma основана в 2002-м украинским бизнесменом Николаем Злочевским. В мае 2014-го стало известно, что сын тогдашнего вице-президента США Джо Байдена Хантер Байден вошел в совет директоров Burisma. За месяц до этого Байден-старший приезжал в Киев и в ходе своего визита призвал украинское руководство снизить зависимость от поставок российского газа. Американские СМИ отмечали, что работа Хантера Байдена на украинскую газовую компанию была вопиющим конфликтом интересов. Офис Байдена-старшего настаивал на том, что его сын является частным лицом, чьи действия никак не связаны с позицией администрации США.

В апреле 2019-го Хантер Байден ушел из совета директоров Burisma Group по истечении срока полномочий. В сентябре того же года появились публикации о том, что президент Трамп и его личный адвокат Рудольф Джулиани оказывали давление на новоизбранного президента Украины Зеленского, пытаясь убедить его возобновить расследование деятельности Хантера Байдена. Журналисты обвиняли Трампа в злоупотреблении властью с целью получения компрометирующих материалов против Джо Байдена, основного соперника Трампа на президентских выборах, в обмен на оказание Украине финансовой и военной помощи.

В январе текущего года Хантер Байден отказался участвовать в слушаниях в Конгрессе США и не стал отвечать на вопросы о вовлеченности американского президента в бизнес-операции своих родственников. В феврале Хантер Байден вновь приехал в конгресс, чтобы дать показания под присягой, и заявил, что он «не вовлекал своего отца в свой бизнес».

Возбуждение в России уголовного дела о финансировании терроризма странами Запада комментирует научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:

Андрей Кортунов научный руководитель Российского совета по международным делам «Появилась какая-то доказательная база, мы пока что не можем ее оценить, но, очевидно, такие заявления не делаются на пустом месте, и, по всей видимости, какие-то следы были найдены, во всяком случае, можно сделать такое предположение. Конечно, в Вашингтоне и в других западных столицах от этих обвинений будут открещиваться, будут это интерпретировать как российскую пропаганду, что, собственно говоря, мы уже и слышим. А на официальном уровне, конечно, любая причастность США и НАТО будет категорически отвергаться. И, конечно, российские заявления будут интерпретироваться как попытка ведения информационной войны против Украины, но также и против Запада. Наверное, такого рода случаи создают дополнительные препятствия на пути даже минимального взаимодействия спецслужб России и стран Запада, поскольку в этих условиях сложно говорить о каком-то доверии, а без доверия трудно вести политическую работу, которая предусматривает в том числе обмен очень чувствительной информацией. Поэтому понятно, что это не улучшит перспективы даже на ограниченное сотрудничество России и Запада в предотвращении террористических актов на территории друг друга».

В Генпрокуратуре ранее заявляли о том, что изучат поступившие от депутатов Госдумы материалы об организации и финансировании ряда терактов в России и за рубежом, из которых назывались только подрывы газопроводов «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2». В обращении депутатов говорится о следах, которые ведут к лицам и организациям в США, Германии, Франции и на Кипре.